«Очевидное и невероятное на выборах 2 марта: живые свидетели» – так назвали вчера выборы-2008 независимые эксперты, обсуждавшие итоги кампании. В качестве очевидцев и свидетелей были приглашены члены московских участковых и территориальных избирательных комиссий, одновременно исполнявшие обязанности наблюдателей от партий и независимых кандидатов во время проведения голосования на избирательных участках.
Проводили конференцию эксперты из независимой ассоциации «Голос» Андрей Бузин и Лилия Шибанова. В отличие от заявлений представителей избиркомов различных уровней о незначительных нарушениях на отдельных избирательных участках, документальные фото- и видеосвидетельства приглашенных наблюдателей доказывали массовость и подготовленность акций по фальсификации результатов выборов. Как президентских, так и муниципальных.
Наблюдатель от КПРФ Дмитрий Зыков (УИК 1990) решил с помощью фотосъемки зафиксировать нарушения в ходе голосования. Его попытались за эти абсолютно законные действия удалить с избирательного участка – безуспешно. Перед закрытием к нему подошел наблюдатель-единоросс, почему-то с соседнего участка. Он отвел Зыкова в сторону и предложил заплатить за то, чтобы тот не присутствовал при подсчете голосов. Зыков написал об этом заявление в прокуратуру.
Член УИК 1513 с правом совещательного голоса Роман Удот рассказал, с демонстрацией видеозаписи, как на избирательном участке, где он наблюдал за ходом голосования, еще до его открытия была обнаружена опечатанная урна с большим количеством находящихся внутри листов, похожих на избирательные бюллетени. Руководствуясь законом и положением о наблюдателях, Удот сообщил об этом факте сначала председателю комиссии, затем в милицию и прокуратуру.
Председатель после долгих, настойчивых и законных требований опечатала урну полностью. А вот реакция правоохранительных органов оказалась неожиданной. Долгое время на участке все было тихо, а потом вдруг в помещении появились люди в форме и в штатском и объявили, что оно заминировано. Практически тут же по громкоговорителям, а это происходило в помещении школы, прозвучало объявление о воздушной тревоге. Всем было предложено покинуть помещение, а тех, кто проигнорировал эти требования, вытеснили из здания милиционеры. После отбоя воздушной тревоги наблюдатели вошли на избирательный участок и обнаружили интересную картину. Ранее опечатанная урна была вскрыта, о чем свидетельствовали сорванные печати. А количество проголосовавших резко возросло – с 48 до 80%. И все это за тот час, пока урны вопреки требованию наблюдателей эвакуировать их вместе с людьми как важные документы оставались в полной власти милиции и людей в штатском...
В комментариях эксперт Андрей Бузин отметил и своеобразную реакцию главы ЦИКа Владимира Чурова на сообщения о нарушениях. В отличие от молчуна Вешнякова Чуров на все вопросы заявляет, что факты нарушений не подтвердились. Бузин и Шибанова уверены, что настоящее, непредвзятое разбирательство сегодня невозможно. Власть не допустит своего публичного позора.
В Центризбиркоме «НГ» сообщили, что сегодня зафиксировано около двухсот жалоб. Полной картины в этом вопросе пока нет. Однако механизм реагирования на допущенные нарушения выглядит, мягко говоря, странноватым: на заседаниях, коллегиально, претензии не рассматривались. Заявления, полученные ЦИКом, отправляются обратно в те регионы, где все и происходило. На адрес руководства тех самых избиркомов, чьи действия пытаются оспорить авторы посланий. В большинстве случаев, сказали корреспонденту, жалобы не подтвердились. Корреспондент не удивился.
«Нужна воля, нужно желание погружаться в эту материю, – сказал «НГ» один из членов Центризбиркома. – Дело неприятное, но этим надо заниматься. По большому счету для власти это уже перевернутая страница...»