Новые депутаты постепенно начинают пробовать свои силы в законотворчестве. Единоросс Роберт Шлегель «замахнулся на Шекспира» и внес в Государственную Думу целых две поправки к закону о СМИ. Одна увеличивает количество оснований для прекращения деятельности изданий, а вторая предлагает наказывать потребителей печатной эротики.
В базовую статью 4 Закона «О средствах массовой информации» депутат из ЕР Роберт Шлегель предлагает добавить слово «клевета». Сейчас в данной статье содержатся, например, такие запреты, как разглашение гостайны, публичные призывы к терроризму или его оправдание, экстремизм, пропаганда порнографии и культа насилия.
В пояснительной записке к законопроекту Шлегель сожалеет, что «не существует механизма привлечения непосредственно СМИ к надлежащей ответственности за распространение сведений клеветнического характера». И поэтому предлагает «внести изменения в перечень сведений, распространение которых является злоупотреблением свободой массовой информации». А на словах бывший пресс-секретарь Межрегиональной общественной организации содействия развитию суверенной демократии «Наши» объясняет, что за клевету сейчас привлекается автор статьи, газета идет соответчиком, а штрафы малы. По словам Шлегеля, прежде всего его инициатива касается так называемых таблоидов, которые печатают материалы об известных людях и зарабатывают на этом столько, что штрафы для них значения не имеют.
«Реализация данной инициативы позволит расширить действие статьи 16 закона о СМИ в части увеличения числа оснований, позволяющих прекратить деятельность СМИ в судебном порядке в случае неоднократного размещения материалов клеветнического характера», – считает депутат. А в самой статье 16 закона о СМИ, как известно, есть крайне интересная норма. Она звучит так: «Основанием для прекращения судом деятельности СМИ являются неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований статьи 4 настоящего закона, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору)». Стоит заметить, что критерий неоднократности в законе не оговорен, а стало быть, и два предупреждения – это уже многократно. Роберт Шлегель уверяет, что, внося данный проект, он ни от кого никаких указаний не получал и, более того, ни с кем не советовался, а просто хочет посмотреть, как работает думский законотворческий механизм.
Впрочем, если посмотреть на второй законопроект, предложенный им же, то в это трудно поверить: уж очень профессионально он написан. Шлегель предлагает еще одну поправку к закону о СМИ и связанную с ней новую норму Кодекса об административных правонарушениях. На этот раз его внимание привлекли «СМИ, специализирующиеся на сообщениях и материалах эротического характера», а точнее, их «деструктивное влияние на общество и преимущественно на несовершеннолетних». И именно здесь Шлегель явно может выступать как эксперт, ведь до того, как поступить в «Наши», он поработал в подростковом журнале «Молоток» и на MTV. Он предлагает обязать продавать эротическую продукцию только в запечатанной непрозрачной упаковке и лишь в специально отведенных местах. Однако, как он сам указывает в пояснительной записке, проблему это не решает, потому что «деструктивное влияние оказывается на граждан не только в специализированных местах продажи, но и во время использования данной продукции гражданами в иных общественных местах». Тем, кто позволит себе листать эротические издания, например, в транспорте или в скверике или просто нести что-то подобное по улице без упаковки, Шлегель грозит серьезным штрафом – от 500 до 1000 руб.