0
1038
Газета Политика Интернет-версия

25.01.2008 00:00:00

Программа для кандидата в президенты

Михаил Виноградов

Об авторе: Михаил Юрьевич Виноградов - генеральный директор Центра политической конъюнктуры России.

Тэги: выборы, идеология, лужков, ипотека


Главной угрозой для всех участников избирательной кампании является скука. Ее опасаются все. Фавориты – в силу того, что это снижает ценность грядущей победы. Аутсайдеры – из-за того, что в «скучной» избирательной кампании за их выступлениями следить и вовсе никто не станет.

Задача моральной мотивации граждан к участию в выборах действительно до конца не решена. К негативной мобилизации – через демонстрацию угрозы дестабилизации и реванша «враждебных» сил – сейчас уже никто не готов: граждане еще не дошли от ее «передозировки» во время парламентской кампании. Раздачей «социальных слонов» теперь уже трудно удивить – граждане воспринимают такие шаги как сами собой разумеющиеся. Все труднее использовать тему крупных инновационных проектов и программ, поскольку с ними у граждан связано большое число страхов. Так, реформа ЖКХ ассоциируется с повышением тарифов и отказом государства от финансирования капремонта, борьба с наркоманией – с попытками ограничить свободную продажу валокордина и корвалола, активное жилищное строительство – с некстати обнародованными столичными властями инициативами по принудительному переселению части москвичей в отдаленные районы Подмосковья,

В таких условиях вполне логичным становится уход кандидатов в нишу «малых дел». Речь идет об использовании «не заезженных» во время прошлых выборов проблем, для решения которых можно предлагать вполне четкие и понятные избирателю механизмы по актуальным для него бытовым вопросам. Первыми такую стратегию апробируют региональные чиновники. Например, Юрий Лужков на днях поднял весьма чувствительную и при этом относительно новую для «большой политики» тему – отношения работников и работодателей. Причем сделал это столичный мэр довольно изящно – через инициативу вменить в обязанности работодателей организовывать питание работников своих организаций. Такое предложение достаточно наглядно демонстрирует заботу государства о работниках, и в то же время оно не слишком конфронтационно по отношению к работодателям.

Вполне вероятно, что выступление Лужкова – только первый звонок. Ведь по мере социально-экономической стабилизации политические запросы со стороны граждан звучат все слабее. Скептики и вовсе стали сомневаться в том, что у общества есть хоть какие-нибудь масштабные желания. Основные запросы граждан оказались сосредоточены как раз в плоскости «малых дел».

Например, в жилищной тематике очевидно нарастание запроса на дополнение ипотечных проектов (остающихся для многих недоступными) созданием цивилизованного рынка аренды жилья – в том числе через строительство «доходных домов». Представители старшего поколения рассчитывают, что государство снимет с них клеймо «социальных аутсайдеров» – например, через поощрение банков к повышению допустимого возраста при кредитовании. Социологи уже фиксируют рост числа пенсионеров, стремящихся получить автокредит, но адекватного предложения на рынке нет. Даже Сбербанк, декларирующий возможность выделения кредитов пенсионерам, порой делает это с неохотой. Логично ожидать, что штабы кандидатов будут искать и находить и другие «малые дела». Например, переориентация ГИБДД на защиту пешеходов на дорогах. Или продление срока действия загранпаспортов (средний человек ездит в лучшем случае 1–2 раза в год, и места в паспорте хватает, и оно не будет уменьшаться из-за роста числа безвизовых стран). Возможны и другие вполне предметные обещания – легализация и поддержка государством «подпольных» детских садов, обеспечение защиты граждан от произвола (в том числе со стороны государства) в сфере ритуальных услуг, содействие становлению доступного общепита в крупных городах. А в вызывающей раздражение граждан теме бомжей может быть достигнут сдвиг через демонстрацию воли государства к социальной реабилитации хотя бы части из них.

Смещение в сторону «малых дел» не является чем-то принципиально новым для России. Еще в советскую эпоху граждане грозили в ЖЭКе: «Не почините крышу – не пойдем голосовать». С точки же зрения прагматичного ведения избирательной кампании ориентация на вполне конкретные дела (часть из которых вполне подъемны и решаемы) позволяет избежать и болезненного для казны чрезмерного завышения бюджетных расходов, и порождающего раздражение и усталость административного прессинга на избирателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
975
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
1016
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1438
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
1306

Другие новости