Главной угрозой для всех участников избирательной кампании является скука. Ее опасаются все. Фавориты – в силу того, что это снижает ценность грядущей победы. Аутсайдеры – из-за того, что в «скучной» избирательной кампании за их выступлениями следить и вовсе никто не станет.
Задача моральной мотивации граждан к участию в выборах действительно до конца не решена. К негативной мобилизации – через демонстрацию угрозы дестабилизации и реванша «враждебных» сил – сейчас уже никто не готов: граждане еще не дошли от ее «передозировки» во время парламентской кампании. Раздачей «социальных слонов» теперь уже трудно удивить – граждане воспринимают такие шаги как сами собой разумеющиеся. Все труднее использовать тему крупных инновационных проектов и программ, поскольку с ними у граждан связано большое число страхов. Так, реформа ЖКХ ассоциируется с повышением тарифов и отказом государства от финансирования капремонта, борьба с наркоманией – с попытками ограничить свободную продажу валокордина и корвалола, активное жилищное строительство – с некстати обнародованными столичными властями инициативами по принудительному переселению части москвичей в отдаленные районы Подмосковья,
В таких условиях вполне логичным становится уход кандидатов в нишу «малых дел». Речь идет об использовании «не заезженных» во время прошлых выборов проблем, для решения которых можно предлагать вполне четкие и понятные избирателю механизмы по актуальным для него бытовым вопросам. Первыми такую стратегию апробируют региональные чиновники. Например, Юрий Лужков на днях поднял весьма чувствительную и при этом относительно новую для «большой политики» тему – отношения работников и работодателей. Причем сделал это столичный мэр довольно изящно – через инициативу вменить в обязанности работодателей организовывать питание работников своих организаций. Такое предложение достаточно наглядно демонстрирует заботу государства о работниках, и в то же время оно не слишком конфронтационно по отношению к работодателям.
Вполне вероятно, что выступление Лужкова – только первый звонок. Ведь по мере социально-экономической стабилизации политические запросы со стороны граждан звучат все слабее. Скептики и вовсе стали сомневаться в том, что у общества есть хоть какие-нибудь масштабные желания. Основные запросы граждан оказались сосредоточены как раз в плоскости «малых дел».
Например, в жилищной тематике очевидно нарастание запроса на дополнение ипотечных проектов (остающихся для многих недоступными) созданием цивилизованного рынка аренды жилья – в том числе через строительство «доходных домов». Представители старшего поколения рассчитывают, что государство снимет с них клеймо «социальных аутсайдеров» – например, через поощрение банков к повышению допустимого возраста при кредитовании. Социологи уже фиксируют рост числа пенсионеров, стремящихся получить автокредит, но адекватного предложения на рынке нет. Даже Сбербанк, декларирующий возможность выделения кредитов пенсионерам, порой делает это с неохотой. Логично ожидать, что штабы кандидатов будут искать и находить и другие «малые дела». Например, переориентация ГИБДД на защиту пешеходов на дорогах. Или продление срока действия загранпаспортов (средний человек ездит в лучшем случае 1–2 раза в год, и места в паспорте хватает, и оно не будет уменьшаться из-за роста числа безвизовых стран). Возможны и другие вполне предметные обещания – легализация и поддержка государством «подпольных» детских садов, обеспечение защиты граждан от произвола (в том числе со стороны государства) в сфере ритуальных услуг, содействие становлению доступного общепита в крупных городах. А в вызывающей раздражение граждан теме бомжей может быть достигнут сдвиг через демонстрацию воли государства к социальной реабилитации хотя бы части из них.
Смещение в сторону «малых дел» не является чем-то принципиально новым для России. Еще в советскую эпоху граждане грозили в ЖЭКе: «Не почините крышу – не пойдем голосовать». С точки же зрения прагматичного ведения избирательной кампании ориентация на вполне конкретные дела (часть из которых вполне подъемны и решаемы) позволяет избежать и болезненного для казны чрезмерного завышения бюджетных расходов, и порождающего раздражение и усталость административного прессинга на избирателя.