Геннадий Зюганов, кажется, нашел выход из президентской кампании.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Для кандидата в президенты Геннадия Зюганова настает момент истины. Его дальнейшее участие или неучастие в предвыборной кампании становится едва ли не самым важным вопросом предстоящих нескольких дней. Уйдет Зюганов или нет из крайне недлинного списка претендентов, зависит от того, сможет ли он в наступившем цейтноте выгодно сторговаться с Кремлем.
Лидер оппозиционной КПРФ сейчас, по сути дела, выступает главным «легитиматором» того процесса, который называется выборами, а на самом деле фактически является простой передачей власти из одних рук в другие. А значит, Кремль заинтересован в том, чтобы Зюганов в бюллетене был. Но при этом администрация президента явно повела линию на снижение его рейтинга: то ли для того, чтобы сделать главу КПРФ более сговорчивым, то ли потому, что Компартию действительно готовят к слиянию со «Справедливой Россией». Ведь если Зюганов на этот раз уступит свое традиционное второе место Владимиру Жириновскому, то его позиции как авторитетного партийного лидера будут сильно подорваны. И тогда перед КПРФ неизбежно встанет проблема смены вождя. Если же Зюганов сможет выскочить из президентской гонки, то внутрипартийные трудности у него возникнут, но они не будут непреодолимыми. Однако Кремль по двум уже названным причинам никак не может позволить Зюганову уйти, а значит, все разворачивающиеся сейчас события являются симптомами серьезного торга. Зюганов играет на повышение, администрация президента – на понижение. Выиграет тот, у кого крепче нервы, или тот, кто придумает какой-то неожиданный ход. Но это будет явно не Кремль, там, похоже, положились на грубую силу. Впрочем, Зюганов, судя по всему, тоже не хочет заниматься экспромтами, а значит, он все-таки вынужден будет силе уступить, удовлетворившись тем, что ему сочтут возможным дать.
По сообщениям источника «НГ», в Компартии действительно подумывают о возможном снятии своего кандидата с президентской гонки. Напомним, свободу рук для такого маневра лидер КПРФ оставил себе еще перед выдвижением, не исключив такой возможности, если власть и в ходе президентской кампании будет использовать жесткие методы, применявшиеся на парламентских выборах.
По закону кандидат может отказаться от участия в выборах даже накануне 2 марта. Однако без последствий для собственного бюджета он должен сделать это до 27 января – не позже чем за пять дней до начала периода активной агитации в СМИ. В противном случае придется из партийной казны оплачивать весь бесплатный предвыборный эфир. То есть жребий коммунистами должен быть брошен уже на этой неделе. Источник «НГ» в КПРФ подтвердил: вопрос этот обсуждается в партии пока кулуарно. Но в пятницу, после возвращения Геннадия Зюганова из Китая, он скорее всего будет вынесен на президиум ЦК КПРФ.
Напомним, что в 2004 году КПРФ уже пыталась пойти на демонстрацию своего негативного отношения к выборам президента. Тогда Компартию представлял аграрий Николай Харитонов, потому что Зюганов не желал выглядеть статистом на выборах сильного Путина. Обеспечивая представительность выборов, но не имея за собой того потенциала, который был у Зюганова, Харитонов играл на руку действующему главе государства. И Компартия решила снять его с выборов прямо накануне дня голосования, чтобы подчеркнуть отсутствие выборов как таковых. Но Кремль снять Харитонова не позволил.
На этот раз роли вынужденного статиста Зюганову избежать не удалось. На лидера КПРФ, похоже, расставлены такие силки, обойти которые если и не невозможно, то очень и очень сложно. Недаром накануне выдвижения партийного кандидата на президентское кресло в рядах КПРФ возникло сильное беспокойство. Коммунисты опасались, что Геннадий Зюганов согласится на уговоры и откажется от участия в выборах из-за усталости от напряженной думской кампании и сильнейшего давления со стороны кремлевской администрации. Напомним, тогда и лидеры «Другой России», и администрация президента настаивали на выдвижении компромиссной фигуры первого зампреда партии Ивана Мельникова.
Тогда КПРФ фактически раскололась на два лагеря. Сторонники выдвижения Зюганова говорили об имиджевых потерях: мол, если лидер партии дважды пропускает президентские выборы – ему надо переставать быть лидером. Их противники указывали, что если Зюганов получит поддержку меньше Харитонова (15%) или меньше партии на парламентских выборах (11%), то этого вопроса также избежать не удастся. Так что лучше обезопасить Зюганова от неминуемого позора.
Как сообщил «НГ» источник, близкий к администрации президента, соглашаясь участвовать в кампании, лидер КПРФ вел переговоры о том, чтобы его сильно не зажимали и он смог получить 15–20 %. Так же в переговорном процессе якобы упоминалось даже решение некоторых вопросов, связанных с бизнесом. Вероятно, Зюганов согласился на выдвижение и для того, чтобы хотя бы на какое-то время снять с повестки дня вопрос о своем преемнике, постоянно инициируемый как Кремлем, так и однопартийцами. А так он демонстрирует, что его еще рано менять, поскольку он сам ведет борьбу за власть в стране.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что любой кандидат от коммунистов имеет все шансы получить 10–15%, так как это соответствует электоральному ядру самой партии. То есть это люди, которые постоянно голосуют за КПРФ.
Однако на прошлой неделе начали разноситься слухи о готовящихся для публикации социологических исследованиях, согласно которым лидер коммунистов получит, по мнению населения, гораздо меньше – не более 6%. А электорат коммунистов будто бы срочно переориентируется на Медведева. Сами коммунисты считают, что если они проголосуют против Зюганова, то этим они помогут партии обновиться. В понедельник Фонд общественного мнения опубликовал похожие данные, прогнозируя ему только третье после Дмитрия Медведева и Владимира Жириновского место. Очевидно, что это часть готовящейся кампании по дискредитации Зюганова не только как кандидата в президенты, но и как лидера партии вообще. Смысл ее, очевидно, в решении строить в стране двухпартийную систему, а за основу для создания «левой ноги» взять «Справедливую Россию», возглавляемую доверенным лицом власти Сергеем Мироновым.
По словам источника «НГ», близкого к администрации президента, вопрос о смене названия партии затрагивается Владимиром Путиным практически на каждой его встрече с лидером КПРФ.
Впрочем, непонятно, а нужно ли то, к чему так стремится власть, загоняя Зюганова в угол, ей самой. Если Зюганов снимет свою кандидатуру, основным соперником Медведева становится экспрессивный Жириновский. И он, даже если в бюллетене останутся три фамилии (плюс лидер ДПР Андрей Богданов, которого, кажется, все-таки будут регистрировать. – «НГ»), по идее должен будет получить не 8%, которые ему прочат социологи, а гораздо больше. К тому же нужно учесть, что уход единственного представителя оппозиции резко снизит легитимность президентских выборов и самого нового главы государства. Загнав Зюганова в угол, Кремль рискует получить не тот результат, на который рассчитывает.
«Эти игры, когда, с одной стороны, идет превращение выборов в фарс с точки зрения конкуренции, а с другой – ведется борьба за явку, по большому счету есть «подстава» будущего президента и снижение его общественной легитимности, поскольку это вещи взаимоисключающие», – считает политолог Александр Кынев. По его словам, электорат коммунистов самый дисциплинированный, мобилизуемый и, пойди коммунисты на бойкот, это несомненно снизит явку. Если в бюллетене окажутся Медведев, Жириновский и Богданов – все будут понимать, что реальной борьбы не было, а следовательно, нет никакой реальной поддержки президента. Ни Касьянов, ни Зюганов сегодня абсолютно не страшны – вопрос в том, будет ли эта победа Медведева убедительной и максимально легитимной или это будет победа с массой «но». Те, кто ведет эту странную кампанию против Касьянова и против Зюганова, ведут кампанию против Медведева.
«Если же не ведется никакой сознательной кампании по делегитимизации Медведева, то будет сделано все, чтобы Зюганов остался», – уверен эксперт.
Медведев присутствует в политике только четыре года, так что кампания без Зюганова может закончиться с результатом более 80% в его пользу. В этой ситуации незначительное число людей могут проголосовать за Жириновского назло. Но у Жириновского, как и у Зюганова, есть проблема с антирейтингом. «У коммунистов специфический электорат – идеологически окрашенный, поэтому слияние с эсэрами можно продавить только силой, – говорит Кынев. Однако это просто вытолкнет в нелегитимное политическое пространство огромную массу людей. Неучастие Зюганова и получение им низкого процента – это вопрос только лидерства в КПРФ. Именно это стоит на кону. Участие Зюганова в кампании означает то, что он уступает свое лидерство. Неучастие же может отсрочить этот процесс и приведет к еще большей радикализации партии, что может быть оправданным, учитывая начинающийся экономический кризис в стране. В этом смысле сегодняшние политические шаги – это задел на завтра».