Наконец-то Россия решила открыть на Западе собственные аналитические, или, как их часто называют, мозговые, центры под общим названием Институт демократии и сотрудничества. Это следовало бы сделать лет десять–пятнадцать назад, но понятно, что в трудные годы переходного периода стране было не до этого. Отметив с удовлетворением, что «лучше поздно, чем никогда», сразу же зададимся вопросом: чем конкретно эти центры будут заниматься? Пока на это нет четких ответов, а лишь спекуляции и ехидные комментарии недоброжелателей. Наиболее распространено мнение, что это своеобразный кремлевский «ответ Чемберлену» на чрезмерную критику российской «суверенной демократии» и вмешательство Запада, прежде всего США, во внутренние дела России посредством публичных заявлений и финансирования различных оппозиционных организаций.
Идейному вдохновителю этого проекта Анатолию Кучерене приписывают слова о том, что филиалы института будут изучать западную общественно-политическую систему и предлагать рекомендации по ее улучшению.
Если это так, то можно заранее предсказать, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет. В лучшем случае просто потеря времени и денег, в худшем – усиление пропагандистской войны с США без всякой надежды выйти из нее победителем.
Разумеется, у Америки есть много проблем, в том числе и в вопросах демократии и прав человека, и поэтому в стране существуют тысячи государственных и неправительственных организаций, стоящих на страже интересов тех граждан США, чьи права ущемляются. Вряд ли небольшая российская структура в Нью-Йорке сможет добавить что-либо существенное в этом деле. Возможно, конечно, заработать несколько очков в пропагандистском состязании, но это слабое утешение. Достаточно вспомнить печальный советский опыт, когда на подобные цели тратились огромные деньги, а результаты были весьма неутешительны.
В то же время Институт демократии и сотрудничества может оказаться весьма полезной для России структурой, если его сотрудники будут уделять меньше внимания работе по улучшению западной демократии, а больше вопросам сотрудничества с Америкой.
В предварительный список задач института я включил бы следующие направления:
1. Предоставление американской общественности и политикам полной и объективной информации о наиболее важных процессах и событиях, происходящих в России, с использованием следующих методов:
а) периодическая рассылка пресс-релизов в американские СМИ, государственные учреждения, мозговые центры и неправительственные организации, занимающиеся внешней политикой;
б) публикации в американской прессе, выступления на радио и телевидении с экспертными оценками;
в) проведение регулярных семинаров, конференций, брифингов с участием ведущих американских и российских экспертов;
г) издание и распространение литературы на английском языке, а также поддержка интернет-сайтов, посвященных американо-российским отношениям.
2. Стажировки российских студентов и аспирантов – международников в США.
3. Проведение регулярных встреч с членами Конгресса США и госчиновниками высокого ранга.
4. Организация поездок российских делегаций в США и их деловых встреч с американскими партнерами для налаживания деловых, культурных, научных и образовательных связей.
Понятно, что это лишь предварительный список, нуждающийся в дополнениях и корректировке, однако он определяет некоторый вектор, который, по моему мнению, сделает эту структуру важным игроком на внешнеполитической арене.
В заключение отметим, что для того, чтобы деятельность института была более эффективной, его штаб-квартира должна находиться не в Нью-Йорке, а в Вашингтоне. Нью-Йорк, как известно, это прежде всего деловой и культурный центр Америки, а политика делается в Вашингтоне.
Впрочем, у тех, кто создает и финансирует эту структуру, возможно, есть какие-то другие, неведомые нам цели и задачи, для решения которых Нью-Йорк будет более уместен. Я думаю, вряд ли это государственный секрет, поэтому в скором времени мы все узнаем. И тогда наши размышления смогут быть более определенными.