Задача Путина – сбалансировать выстроенную им модель государственного управления.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Путин остается. Это – новость года. Все остальное – производное. Восемь лет он строил свою Россию. Не достроил. Уйти было нельзя. Политический недострой разрушается, иногда погребая под собой строителей.
Но недострой случается только при отсутствии ресурсов. В ситуации с Путиным такого мотива нет. В его распоряжении все типы ресурсов в невиданных в новейшей истории России объемах. Зачем же бросать строительство незавершенным? Это было бы немотивированным решением. Вот он и остается.
Эта версия – оптимистическая, созидательная, конструктивная. Есть и другая – тревожная. Путин не мог уйти из-за невозможности оставить после себя и без себя сильные, силовые и сильно конкурирующие между собой элитные группировки. Борьба влиятельных кланов, выйдя из-под контроля, могла бы очень быстро стать фактором деградации достигнутого. Вероятно, он лучше других знает, что адекватной себе фигуры преемника, способной к эффективному контролю над элитами, в его окружении нет.
Окружение. Окружение Путина – ключевое понятие, вскрывающее суть политического дискурса. Отсюда – все риски России. И зацикленность на преемственности курса. И страхи, связанные с его сменой. И инструменты защиты. Игнорировать интересы окружения, самостоятельные интересы, часто – материальные, корыстные, не впадая в утопию, нельзя. Москва – город маленький. И все, что более или менее касается бизнеса, известно достоверно. И уж, конечно, известно Путину. Регулирование этих интересов в приличных рамках – важная миссия президента.
Путин остается. Курс будет продолжен. Если он правильный, то Россия двинется вперед и дальше. Если ошибочный, то... В общем, понятно.
У централизации власти есть свои преимущества и свои риски. В интересах России – усилить плюсы и минимизировать минусы. Без открытого обсуждения главных решений минусы превращаются в провалы. Задача Путина – сбалансировать выстроенную им модель государственного управления. Иначе и оставаться было незачем. Популярнее, чем сегодня, все равно не стать. Да и не надо. А модернизировать Россию придется еще мучительно и долго. Если Путин остается для этого, то удачи ему. И нам тоже.