Редко когда публичное выступление государственного руководителя становится крупным событием политической жизни. Тем более – событием года. Однако к речи, которую произнес 10 февраля 2007 года президент РФ Владимир Путин на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, в полной мере применимо именно это определение. Оценки и предложения, которые высказал Путин в Мюнхене, закрепились в международном дискурсе. Стали основой внешнеполитической доктрины, разработанной МИД РФ. Они оказали влияние на многое, что произошло в последующие месяцы в отношениях России с внешним миром. По оценке экспертов, это своего рода знак перемен в отношениях между Россией и странами Запада. Путин сам заявил в своей речи: «Мы подошли к рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности».
Мюнхенская конференция – некий эквивалент Всемирного экономического форума, только концентрирующий свое внимание на военно-политических вопросах и других проблемах безопасности.
В нем участвуют представители политических, военных и деловых элит многих стран. Выступая на этой встрече с заранее подготовленной речью, Путин дал общую оценку ситуации в мире и отношений между Россией и странами Запада, предупредив, что будет говорить «без излишнего политеса» и пустых дипломатических штампов. Получилось резко и временами нелестно.
По словам российского президента, базовый принцип международной безопасности можно свести к словам: «безопасность каждого – это безопасность всех». Несмотря на очевидность такого рецепта, окончание холодной войны, однако, не привело к торжеству названного принципа. Наоборот, как заявил Путин, это время отмечено попыткой создать однополярный мир – «мир одного хозяина, одного суверена».
«Сегодня мы наблюдаем ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в следующие один за другим конфликты, – заявил Путин. – Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права. Больше того, отдельные нормы, да, по сути, чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах – и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере – и навязывается другим государствам. Кому это понравится?» Сам Путин считает попытку навязывания однополярного мира провалившейся.
Российский президент привел ряд обострившихся в последние годы проблем в области международной безопасности. Прежде всего это застой в области разоружения и угроза милитаризации космоса. В речи были названы и действия США и НАТО, представляющие прямую угрозу безопасности России. В первую очередь это намерение США разместить элементы противоракетной обороны в Польше и Чехии. Кроме того, в кризисном состоянии находится Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Это произошло в силу отказа стран НАТО ратифицировать пересмотренный вариант этого документа. В связи с чем Путин напомнил также, что США создают передовые базы в Болгарии и Румынии, а НАТО придвигает свои войска к российским границам, в то время как Договор связывает руки Москвы. А ведь было время, напомнил Путин, когда страны НАТО давали заверения, что не будут размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ.
Резкие оценки, высказанные Путиным, вызвали широкий резонанс. Первой реакцией на сказанные им слова был вопрос: не приведет ли столь резкая полемика к возобновлению холодной войны? Подобное опасение, правда, долго не продержалось, так как никто не обнаружил прекращения сотрудничества между Россией и США и другими западными странами по ряду важных международных проблем.
Зато закрепилась другая оценка: Россия утверждается, держась в международных делах все более уверенно и самостоятельно. Укрепив свою экономику и свои позиции в мире, она вряд ли согласится, чтобы с ней впредь обращались как с бедным родственником. Показательно, что российский президент напомнил участникам конференции в Мюнхене, что международный ландшафт ныне ощутимо меняется, прежде всего благодаря новым центрам мирового роста. Это прежде всего страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
И еще один аспект речи, все более выходящий на первый план: Путин предложил договариваться. Он, в частности, высказался за то, чтобы заинтересованные стороны выработали совместное решение по проблеме, касающейся ПРО, и по вопросу о ратификации модифицированного ДОВСЕ.
Показательно, что официальные представители Вашингтона, ставшего главным объектом критики со стороны Путина, не считают, что речь российского президента ведет к возобновлению холодной войны. Более того, в ответ на призывы президента РФ администрация Буша пообещала «углублять» диалог с Москвой. В итоге отмечена активизация контактов между обеими странами по военно-политическим вопросам. Так, возобновились встречи по формуле «2+2» (с участием министров обороны и глав внешнеполитических ведомств), прошло несколько экспертных встреч по вопросу о ПРО. Однако пока каких-либо новых договоренностей не было достигнуто. Свидетельством этому стал объявленный Москвой мораторий на участие России в ДОВСЕ.
Состоится ли все же новый «размен» или иная договоренность между Россией и США по военно-политическим темам – пока неясно. Время, оставшееся для «сдачи дел» обоими главами государств, бежит стремительно. Что касается Путина, то он по крайней мере оставляет своему преемнику обновленную внешнеполитическую платформу – она в его Мюнхенской речи от 10 февраля 2007 года.