Путин совершил пропагандистский рейд в родной город.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Владимир Путин в родном для него городе встретился с лауреатами проекта «Профессиональная команда страны», который проводила «Единая Россия». Неформальный лидер ЕР рассказал о «сладострастных чувствах», которые он испытывает, приезжая домой в Петербург, а также посоветовал врагам отечества не совать свои «сопливые носы» в наши дела. Путин назвал отказ ОБСЕ от мониторинга выборов рекомендацией Госдепа США.
Традиционно корреспондентов газет не приглашают на встречи президента с «Единой Россией». Поэтому корреспонденту «НГ» пришлось побродить по родному городу Владимира Путина. На каждом углу сообщалось: «Россия Путина – едина и непобедима». Граждан призывали проголосовать за «Петербург Путина». Чем отличается Петербург Путина от Петербурга, скажем, Достоевского, плакаты не указывали.
На углу площади Восстания и Лиговского проспекта две дородные дамы вяло пытались всучить проходящим мимо гражданам рекламные материалы, в которых доходчиво объяснялось, почему надо голосовать за Путина. Дамы стояли около небольшой раскладки, по бокам которой торчали два помятых и мокрых от дождя и снега флага – российский триколор и стяг партии власти. Под раскладкой, возвещающей, что Путин – это забота и опора, лежали тюки. Можно было подумать, что дамы, оттрубив утреннюю смену на ближайшем рынке, снова встали к станку. Правда, теперь шла бойкая торговля именем главы государства, который, как мне до сих пор казалось, достоин лучших форм агитации. «А сколько зарабатываете?» – спросила я дам. «Мы за Путина, за идею!» – хором ответили дамы. Мне также объяснили, что Путин и «Единая Россия» – единое целое. Дальнейшие расспросы показались мне абсолютно бессмысленными.
«Господи, не возглавь он эту партию, она бы вообще все выборы проиграла», – услышала я голос пожилой женщины. Позади меня проходила маленькая старушка в поношенном пальто и вручную вязаной шапке. «А вас не смущает такая навязчивая реклама?» – спросила я. «Дочка, а куда им деваться?» – грустно усмехнулась женщина. «Пенсия – 3 тысячи рублей, а он все 300 рублей прибавляет┘ Как прожить на эти деньги можно? Что он, сделать, что ли, ничего не может?» – в ее голосе не было ни злобы, ни ненависти. Просто непонимание. Я спросила, поддерживают ли Путина в Санкт-Петербурге. «Ну как сказать... поддерживают┘ Вот тут демонстрации были┘ Разгоняли даже», – с сочувствием произнесла старушка. «А вы сами за кого будете голосовать?» – «Я за КПРФ».
Владимир Путин тем временем встречался с победителями конкурса «Единой России» «Профессиональная команда страны». Пространство вокруг здания регионального отделения партии заботливо очистили от припаркованных машин. Неформальный лидер опоздал к подопечным на 35 минут. Он был в белом – в белом свитере и таком же белом пуховике. «Весь такой неформальный», – делился впечатлениями один из участников встречи. В этой же одежде, свидетельствует источник «НГ», Путин принимал у себя единороссов неделю назад в Завидове: «А я смотрю на него и думаю – может, он прямо из Завидова сюда?»
Глава ЦИК ЕР Андрей Воробьев с гордостью рассказал неформальному лидеру о проекте партии. «Если вам в администрации президента нужен юрист или экономист, мы легко можем это сделать», – заметил единоросс. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко при этих словах хихикнула. Президент деликатно улыбнулся.
С главным вопросом решили не тянуть – 29-летний руководитель липецкого исполкома ЕР Валерий Дзюбенко проявил политическую сознательность. Он спросил про отказ Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ прислать на думские выборы наблюдателей. «По имеющимся у нас сведениям, в очередной раз сделано это по рекомендации Госдепа США, и это мы будем учитывать в наших межгосударственных отношениях с этой страной», – ответственно заявил Путин. Отмечая, что действия руководителя БДИПЧ стали сюрпризом для многих европейских стран, глава государства сослался на «абсолютно достоверные данные». «Это лишний раз говорит о том, что многие структуры, в том числе ОБСЕ, нуждаются в реформировании», – констатировал неформальный лидер ЕР.
Президента спросили про интернет, и он посоветовал «создавать там атмосферу высокой нравственности». «Можно знать Правила дорожного движения и, может быть, даже их выполнять, но оставаться хамом на дороге», – охарактеризовал президент плохих пользователей глобальной сети. А недавно созданному Комитету по делам молодежи, который теперь возглавляет видный нашист Василий Якеменко, Путин рекомендовал не навязывать «какую-либо идеологию». Еще Путина спросили про оборонную промышленность, и он ответил, что «мы должны создать такие Вооруженные силы, чтобы не допустить, когда кто-то чужой хочет совать свой сопливый нос к нам».
Один из участников встречи очень переживал, не уменьшится ли поток денежных поступлений в питерский бюджет после ухода Путина с поста президента. «Это не я просила задать этот вопрос!» – тут же принялась оправдываться Валентина Матвиенко. «Не вы?» – недоверчиво спросил Путин. «Не я! Честное слово!» – затараторила Матвиенко. «А тогда кто подговорил?» – Глава государства посмотрел в сторону главы Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадима Тюльпанова. Краска прилила к лицу товарища Тюльпанова. «О... Вадим подговорил, он покраснел┘» – улыбнулся Путин.
На прощание глава государства пожал каждому из участников встречи (а их было 20) руку, а также поцеловался с девушкой.
Санкт-Петербург