Как минимум раз в четыре года, когда страна входит в очередной цикл федеральных выборов, она начинает обсуждать вопрос о религиозном факторе на этих выборах и в политике вообще. И хотя со временем эти разговоры приносят все меньше новых соображений, недавняя встреча президента Путина с иерархами Русской православной церкви снова побуждает обратиться к старой теме.
Выборы – это в первую очередь гонка за голосами, поэтому первый вопрос: может ли поддержка того или иного политика или партии религиозным лидером принести дополнительные голоса? Конечно, в душу избирателю не заглянешь, но опыт предыдущих выборов показывает, что прямой эффект такой поддержки весьма невелик.
С другой стороны, если кандидат или партия много и напористо говорят о своей симпатии или даже приверженности к православию или исламу (буддизм и другие религии и конфессии в федеральном масштабе не котируются), это им тоже помогает мало. Зато если они выражают свое неодобрение чему-то из сферы традиционной религиозности, то могут и потерять голоса. У избирателя и соответственно у политиков наблюдается своего рода негативная лояльность к культурно доминирующим религиям.
Поскольку все это и политикам, и политтехнологам давно известно, реальной конкуренции с использованием «религиозного фактора» почти не происходит. Почти – это за счет идейных кандидатов, для которых политизированная религия – неотъемлемая и важная часть их убеждений. Но доля кандидатов с убеждениями неуклонно снижается, особенно в проходных и полупроходных списках.
Резюмируем – возможности административного ресурса намного превосходят те плюсы или минусы, которые может принести религиозный фактор. Так что ни Путину, ни кому бы то ни было другому ради голосов нет смысла к нему обращаться.
А вот за чем обратиться стоит – это за помощью в повышении явки. Конечно, и явку можно накрутить, но на нынешних выборах в борьбе за явку должны быть задействованы все средства. Патриарх и раньше не раз призывал приходить на выборы, что формально является политически нейтральным, а на деле всегда на руку кому-то из участников. Делает он это и сейчас, на благо, конечно, «Единой России». То же делают и другие. Не призвать сейчас граждан прийти на выборы – фактически продемонстрировать политическую нелояльность.
Агитировать за явку – это то, чего власть хочет от крупных религиозных организаций, начиная, естественно, с крупнейшей – с Русской православной церкви. А чего хотят или на что могут рассчитывать сами эти организации? Похоже, не слишком на многое. На встрече с Патриархом и целой группой архиереев Путин ни в чем в принципе не пошел им навстречу. Какие-то частные вопросы, конечно, будут решаться быстрее, но не более. Да и зачем делать принципиальные уступки, если необходимую поддержку президенту теперь окажет всякий, кто хочет и дальше эффективно сотрудничать с государством. А РПЦ и другие крупные религиозные организации, конечно, хотят.
Более явной политической поддержки РПЦ президенту и его партии не оказывает. Достаточно того, что Церковь готова сотрудничать с такими политтехнологическими образованиями, как «православные крылья» всяческих прокремлевских организаций. Церковь действительно старается быть вне политики в самом узком смысле этого слова и, главное, может себе позволить не вести себя так, как Михалков с Церетели, ибо Церкви не надо ни с кем конкурировать.
Иное дело – мусульманские организации. Во-первых, они и раньше были не столь щепетильны в отделении себя от политики. А во-вторых, по-прежнему важна «конкуренция муфтиев», поэтому нужно показать себя власти с лучшей стороны. На сегодняшний день преуспел Совет муфтиев, одобривший 18 ноября создание Общественного движения «Мусульмане в поддержку президента Путина» во главе с Абдул-Вахедом Ниязовым, опытным, хотя и не слишком успешным, мусульманским политическим деятелем. Теперь остается только развивать прорыв. Вот, глава Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар Идрисов не только призвал голосовать за «планы президента», но зачем-то счел нужным еще заявить, что среди мусульман «никогда не было политзаключенных, диссидентов, предателей», а закончил свое обращение словами: «Слава России! Аллах Акбар!»
До конца кампании осталось не так много дней – у других еще есть шанс отметиться. На выборы это никак не повлияет, но какие-то дивиденды религиозным организациям принести может. Вот и весь религиозный фактор.