«Политика без бл┘ва» – это из названия новой книги Бориса Немцова. Борис – хороший парень. Но он – идеалист. Он проецирует эту лестную оценку на деятельность всего СПС. Борис мне друг, но истина дороже.
И вслед за Лигачевым вынужден я повторить известную фразу: «Борис, ты не прав!» – ибо желаемое ты выдаешь за действительное. Вопреки провозглашенному, политика, демонстрируемая «Союзом правых сил», четыре года уже не что иное, как именно бл┘во! В чистом виде.
Культура спора – культура дефиниций.
Итак, что есть политика? Политика – есть выражение воли социальных групп.
А что есть бл...во? Рискнем дать зыбкому по форме, но ясному по содержанию явлению определение.
Итак, бл┘во – есть форма поведения, отрицающая базовые принципы морали, в первую очередь – единство идеологических и духовных принципов. Бл┘во в действии – есть размен высоких принципов на сиюминутные низкие цели.
И далее – на суд читателя полдюжины событий. Пусть сам читатель решит. Кто там есть «who»?
Вот факты.
После поражения правых на думских выборах 2003 года, главнейшей причиной которого явилась попытка договориться с властью – с морально неизлечимыми людьми, сторговаться с ними: продавши честь, взойти на думскую трибуну, 25 января 2004 года собрался съезд – съезд побежденных. Ирина Хакамада, умная, хрупкая, смелая женщина, заявляет о своей готовности бороться за высший государственный пост и просит у родной партии поддержки. Самураи, предпочитающие вместо реальной битвы молотить резиновую грушу, отказывают своему сопредседателю, Ирине Хакамаде, в поддержке.
Август 2005 года. Два секретаря федерального политсовета формируют инициативную группу по выдвижению Михаила Ходорковского в депутаты Государственной Думы России по Университетскому округу.
Известна формула: не надо выкатывать солнце вручную. Его выкатят без тебя. Но в предложенных жизнью обстоятельствах все, что станет требоваться от тебя, – это сделать моральный выбор. Выбор между добром и злом. И жизнь предложила этот выбор. На инициативу отозвались все, кому была дорога честь и человеческое достоинство. Поразительно было, сколь решительно откликнулись, невзирая на партийную принадлежность, такие разные люди, такие разные политические силы: от «Союза правых сил» – Стариков и Надеждин, от коммунистов – Доренко, от «Яблока» – Мельников. Рогозин предложил в инициативную группу Делягина. Вошли в нее Лимонов, Гербер, Пионтковский и Хакамада. Поддержал Немцов! Жизнь предложила реальные условия морального выбора: либо объединиться против лжи и попрания человеческого достоинства и политических репрессий, либо сидеть в кустах с резиновой грушей, а может, и резиновой бабой, кто их знает, этих самураев.
Официальная позиция СПС: инициатива, позволяющая, наконец, сделать, по сути, невозможное – объединить здоровые силы общества, положив тем самым, кто знает, быть может, начало новой ответственной оппозиции, – не что иное, как частная инициатива двух секретарей, к которой партия самураев демократии не имеет никакого отношения!
Читатель, смотри определения.
Декабрь 2005 года. С огромным усилием сформирован объединенный список демократов на выборах в Московскую городскую Думу. Есть реальная перспектива преодолеть запредельный барьер в 10%, установленный Лужковым. Репрезентативные цифры опросов свидетельствуют, что либералы берут не менее 15–17%!
На улице плюс три по Цельсию.
Чубайс собирает пресс-конференцию и обещает заморозить москвичей, чрезвычайно «удачно» выбрав момент для извлечения известных дивидендов. Намертво, пожизненно, обреченно и навсегда приколоченная к российскому либерализму икона обваливает с огромным трудом сформированное общественное мнение и соответственно рейтинги.
Борис, что скажешь, друг мой: «без┘» или «с┘»?
Июль 2006 года. Образована оппозиционная коалиция «Другая Россия». На трибуне: Е.Ясин, В.Рыжков, М.Касьянов, Г.Каспаров, приветствовать также пришел посол Великобритании в России сэр Тони Брентон. По отмашке из-за зубчатой стены лидер СПС объявляет этих людей кучкой неадекватных маргиналов, которых нужно повязать оранжевой ленточкой и спустить в унитаз.
Еще одно сигнальное мероприятие – разгон наиболее эффективно работающих региональных организаций СПС. Московская городская, вслед за ней идут Костромская и Воронежская, которые категорически не согласны с политикой амбивалентного двурушничества. На календаре – июль 2007 года.
Уже ль и это не подпадает под определение?
Бесконечные попытки договориться с дьяволом власти продолжаются. Как говорится, «каждый думает, что он-то побойчее!» Из той же песни: «Но судья не зафиксирует ничьей».
Сентябрь 2007 года. Свой урок получает Владимир Рыжков – принципиальный, хороший парень, независимый депутат Государственной Думы. Не получив своего места в первой тройке СПС, поумнел ли он? Понимает ли он теперь, что политика может быть только без бл┘ва и состояние это, увы, в современности недостижимое для нынешнего руководства СПС, которое искренне считало, что можно немножко сподличать и пройти в Государственную Думу.
И вот в середине ноября – новый пример классического политического бл┘ва, то есть, простите, самурайства. Лидеры СПС, которые еще недавно – последний раз в начале октября – объявляли марши несогласных чуть ли не национал-социалистическими шабашами и запрещали участвовать в них даже рядовым членам партии, вдруг неожиданно решили стать главной движущей силой этих маршей, намеченных на 24 и 25 ноября в Москве и Петербурге. Что изменилось за полтора месяца? Захотелось незадолго до выборов наложить лапу на раскрученный оппозиционный бренд? Или наши самураи создают повод, чтобы «кровавый режим» их быстренько снял с выборов, избавив от необходимости бороться за невозможный успех? Пока непонятно. Но скорость метаморфозы и ее политтехнологическая дерзость впечатляют.
И когда циничная власть к 3 декабря с усмешкой вновь поимеет самураев в особо извращенной форме, двух главных из них – Никиту-сан и Леонида-сан во дворе партийной резиденции при большом скоплении народа с камерами и микрофонами станет ждать группа партийцев, со скорбью готовая проститься с ними, предпочтущими, как и положено самураю, честь позору.
Мы видим это так.
Одетый в белое Никита Белых выйдет из офиса и с поклоном примет меч, протянутый на подносе.
После чего, встав на колени, Г-образным движением Никита вспорет себе живот и примется вытаскивать в положенном порядке внутренние органы, более не нужные ему.
Не проронив слезинки, друг самурая, регент и наставник, повязанный одновременным голосованием съезда Леонид Гозман в положенный момент отхватит гордую голову Никиты мечом. И все мы напряженно станем ждать, куда же завалится безголовое тело последнего самурая демократии. Главное, чтобы не назад! Японская традиция этого не допускает.
Но мы не беспокоимся: Гозман – парень сообразительный, что-нибудь обязательно придумает.