В пятницу, 16 ноября, завершился двухдневный рабочий визит премьер-министра России Виктора Зубкова во Францию. По итогам переговоров и встреч в Париже подписан ряд документов, направленных на дальнейшее развитие российско-французских торгово-экономических отношений. И хотя формально стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в сотрудничестве, налицо остается его неравноправный характер. Впрочем, не только во Франции, но и в других странах Евросоюза, Москве отводят роль поставщика энергоресурсов, тогда как совместные проекты в высокотехнологичных областях носят ограниченный характер.
Париж встречал Виктора Зубкова как дорогого гостя, что должно было лишний раз подтвердить особый статус партнерских связей. В рамках визита российский премьер был принят президентом Франции Николя Саркози. И хотя в данном случае встреча носила протокольный характер, гостю, безусловно, было дорого само по себе внимание хозяина Елисейского дворца.
К тому же следует помнить, что глава французского государства в бытность премьером участвовал в работе межправительственной комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества. И за ним остался должок: это, 12-е по счету заседание комиссии, должно было состояться год назад. Однако по просьбе французской стороны тогда заседание было отложено в связи с президентскими выборами во Франции и неизбежной в таких случаях сменой главы правительства. Любопытно, что сейчас аналогичная ситуация сложилась в России: после президентских выборов в марте 2008 года в Кремле и Доме правительства РФ окажутся новые люди. Однако это не оказалось препятствием для визита Зубкова в Париж. Более того, высокопоставленный источник в Белом доме выразил искреннее недоумение по поводу того, что у кого-то могли появиться сомнения по поводу преемственности власти в нашей стране. Получается, что для современной России общепринятые в демократических странах правила не имеют принципиального значения.
В данном случае важно было, что это не смущает французов и они готовы к диалогу и сотрудничеству.
Свободные от условностей Виктор Зубков и его французский коллега Франсуа Фийон на заседании межправительственной комиссии обсудили состояние торгово-экономических связей. Как они заявили журналистам на брифинге по итогам заседания, упор был сделан на высокотехнологичных проектах - сотрудничестве в авиации и космосе, атомной и теплоэнергетике, транспорте и телекоммуникациях.
По итогам переговоров подписан ряд документов, в их числе - рамочное соглашение о предоставлении кредитной линии в размере 300 млн. евро между российским Внешэкономбанком и французским BNP Paibas. Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, комментируя по просьбе "НГ" этот документ, пояснил, что это соглашение позволяет ускорить принятие решения по финансированию совместных проектов, реализуемых российскими и французскими компаниями. Дмитриев назвал два проекта, кредитованию которых наверняка будет дан "зеленый свет" - строительство АЭС в Болгарии и разработка российского среднемагистрального самолета.
Однако нельзя сказать, что такие проекты доминируют в экономическом сотрудничестве между нашими странами. Сегодня в структуре российского экспорта доля товаров с высокой добавленной стоимостью остается ничтожно малой - всего около 15%, в то время как на энергоносители из 3,5 млрд. долларов российского экспорта в первом полугодии 2007 года пришлось 85%.
Российская сторона настаивает, а французская признает за партнерами право улучшать структуру экспорта. Но коренным образом ситуация не меняется. Причин тому несколько, в том числе и упорное нежелание Парижа отменить введенные полтора десятка лет назад квоты для поставок российского урана на западноевропейский рынок.
Россия и Франция – давние конкуренты на рынке поставок топлива для АЭС. Поэтому в свое время Париж настоял на введении 20% квоты на российский уран. Сейчас ситуация изменилась, заявил "НГ" источник в российской делегации. На европейском рынке уже наблюдается дефицит топлива для АЭС, и у Москвы, как считает чиновник, появился реальный шанс добиться от Парижа уступок. Однако в рамках визита Виктора Зубкова решить эту задачу-минимум не удалось.
Один из основных участников переговоров с российской стороны – вице-премьер Сергей Нарышкин – пока настроен оптимистично. "Мы настаиваем, к нам прислушиваются, перспектива есть", - заявил вице-премьер "НГ". И все же назвать конкретные сроки возможной отмены квот Нарышкин отказался. Этот принципиальный для России вопрос остался открытым, несмотря на многочисленные совместные проекты в области мирного атома.