В ходе своего визита в Красноярск Владимир Путин не только назвал «Единую Россию» неидеальной политической структурой, но и признал, что лидерство в списках этой партии приведет к «издержкам», в том числе и для него лично. «НГ» попросила ведущих политологов разъяснить, о каких именно потерях говорил президент.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра Карнеги
Путин прекрасно понимает, что его популярность несопоставима с популярностью «Единой России». Политика этой доминирующей партии – та самая политика коррупции, растущих цен и так далее. У нас по традиции верховный правитель не отвечает за все плохое, отвечает за все непосредственный исполнитель его воли. Поэтому когда он рискнул и возглавил список «Единой России», то, безусловно, переложил часть ее грехов на себя. Естественно, его рейтинг уже начал идти вниз. Если Путин будет ассоциироваться не с вождем, а с участником того, что делают партия и правительство, то его авторитет будет под угрозой. Это большой риск для него, поэтому в будущем мы увидим еще не одно неожиданное решение.
Михаил Виноградов, генеральный директор Центра политической конъюнктуры
Поддерживая партию, президент рисковал своим рейтингом. Такие страхи в момент, когда Путин принимал решение возглавить список, безусловно существовали. В том числе потому, что в России вообще не очень популярна идея партий. Однако социологические опросы этого не подтверждают. В ситуации, когда КПРФ и СПС начинают кампанию по мобилизации антипутинского избирателя, а число открытых оппонентов действующему президенту растет, лояльность Путину повышается.
Дмитрий Бадовский, заместитель генерального директора НИИ социальных систем
В первую очередь издержки Путина связаны с тем, что «Единая Россия» не выйдет на результат, соответствующий рейтингу президента. В некотором смысле это даже вредно, потому что фактически неизбежно привело бы к двухпартийной Думе. Сегодня разрыв между рейтингами «Единой России» и рейтингом Путина порядка 20%. Заявление президента адресовано прежде всего тем людям, которые в голове своей мыслят: «Мы, конечно, за Путина, но за эту партию мы голосовать не хотим». Путин им сказал примерно следующее – я с вами согласен, что партия не очень, но я беру на себя обязательства по модернизации этой партии, беру на себя ответственность. Насколько этот разрыв сократится – это серьезный вопрос. Если «Единая Россия» на этих выборах получит, условно говоря, меньше 60% и в Госдуму пройдет «Справедливая Россия», то тогда можно ожидать нового витка борьбы Миронова за образ президента.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций
Путин никогда не участвовал в политическом процессе как партийный лидер, до этого он работал в исполнительной власти. С новым для него статусом, новой ролью в российской политике и связаны издержки. Кроме того, он фактически связал свое политическое будущее с «Единой Россией», а это несколько ограничивает его свободу выбора, возможность диалога с другими политическими силами.