На самом деле партстроительство – дело индивидуальное, а вовсе не коллективное.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Вчера исторический (теперь уже можно так сказать) съезд «Единой России» преподнес стране новую сенсацию. Еще до начала вечернего заседания разрушилась первая партийная тройка ЕР. Стало известно, что спикер Государственной Думы Борис Грызлов возглавит список Санкт-Петербурга, а глава МЧС Сергей Шойгу – единороссовский перечень от Ставропольского края. После голосования делегатов Владимир Путин остался один на вершине партийной пирамиды. За спиной президента выстроилась маленькая армия из 600 кандидатов-медведей, готовых штурмовать нижнюю палату.
К пяти часам в Гостиный Двор стали съезжаться делегаты. Они с трудом скрывали торжество, вполголоса обмениваясь приветствиями и поздравлениями. Вторая часть съезда проходила в более свободной обстановке. Убрали половину стульев из зала: поубавилось гостей, накануне созванных на главное торжество. Первым появился в зале секретарь президиума генсовета Вячеслав Володин вместе с зампредом фракции партии в Госдуме Валерием Рязанским. Партийцы прошли по залу легким шагом, солнечные улыбки сияли на их лицах, и они были рады окружившим их журналистам как никогда. Образовалась небольшая толпа, сквозь которую к товарищам по партии не удалось пробиться даже руководителю ЦИК ЕР Андрею Воробьеву, который добродушно махнул рукой и отправился давать интервью.
Атмосфера праздника распространилась на депутатских помощников, тоже охотно общавшихся с прессой. Всех занимал вопрос: что собирается сделать партия с бизнесменами, попавшими в списки ЕР, после вчерашнего резкого заявления президента на эту тему? Напомним: глава государства нашел депутатскую неприкосновенность излишней роскошью для представителей бизнес-сообщества. По слухам, за ночь партийцы хорошо поработали в этом плане, «вычистив» из списков около сотни «нехороших» фамилий. А тем временем депутатские помощники пытались объяснить окружившим их журналистам, какие бизнесмены являются друзьями партии, а какие – попутчиками. После голосования стало известно, что списки покинул глава «Роснефти» и списка сахалинских единороссов Сергей Богданчиков.
Заметим: в нынешней Думе насчитывается приблизительно три десятка только крупных бизнесменов. Воробьев признался: федеральный список «Единой России», с которым партия пойдет на выборы, в течение суток претерпел ряд изменений: «Мы еще раз внимательно проанализировали с учетом рекомендаций президента и определенные поправки сделали». Его прямо спросили: «Были ли вычеркнуты из федерального списка бизнесмены?» – и партиец прямо ответил: «Определенные изменения были сделаны». Правда, назвал их «косметическими».
Между тем уже вчера днем президент Татарстана Минтимер Шаймиев, один из лидеров «Единой России», поделился с журналистами версией: в партийном списке партии власти может оказаться только один человек – президент России Владимир Путин. Член Центризбиркома России Майя Гришина охотно прокомментировала смелую гипотезу: она не нашла в ней противоречий с законодательством. «Согласно закону о выборах депутатов Госдумы в общефедеральной части партийного списка кандидатов может быть не более трех человек. Их может быть три, два, один или ни одного», – сообщила Гришина прессе. «Поэтому один кандидат в общефедеральной части также соответствует избирательному законодательству, – добавила она и подчеркнула: – При желании партия может выдвинуть на своем съезде в общефедеральной части только одного кандидата». По мнению Гришиной, заявление Шаймиева «основывается на знании закона, его положений. Так что никаких несоответствий нет».
Параллельно с подготовкой к вечернему заседанию съезда в Государственной Думе множились слухи. Источники в партии власти и администрации президента отвергли все имевшиеся в наличии варианты первой тройки ЕР: сообщения о том, что в ней может быть спортсменка Светлана Журова или губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, были целенаправленными утечками, которые должны были отвлечь СМИ. Этот же собеседник «НГ» с самого утра подчеркнул, что в тройке не будет и Сергея Шойгу – и действительно, ближе к вечеру стало известно, что он поведет в бой ставропольское отделение ЕР.
Один из кремлевских собеседников «НГ» заявил: «Второй день съезда, пожалуй, может быть не менее интересным, чем первый». Так что в середине вчерашнего дня пошли упорные слухи о том, что компанию Владимиру Путину и Борису Грызлову может составить еще один высокопоставленный государственный деятель. Затем пошли уточнения, что этот деятель сильно высокопоставленным может и не оказаться, но зато будет женского полу.
Пока единороссы интересничали, делая загадочный вид, «Справедливая Россия» совсем загрустила. Из аппарата думской фракции СР весь день шла информация о том, что многие уже начинают подыскивать себе другую работу, поскольку данный партийный проект можно считать неудавшимся. Корреспонденту «НГ» стало известно, что если руководители эсэров вчера признавали, что теперь партия получит результат в два раза меньший, чем планировалось, то вот рядовые партийцы впали в полный пессимизм. По слухам, руководству СР в Кремле было дано понять, что партия должна продолжать избирательную кампанию, но, правда, теперь без всяких гарантий. Между тем на сегодняшнем думском заседании, как ожидается, ряд единороссов предложит «Справедливой России» от участия в выборах отказаться, самораспуститься и влиться в состав ЕР. Потому что, как заявил «НГ» один из авторов данной идеи, «не может партия, называющая себя партией Путина, бороться на выборах с другой партией, которую сам Путин и возглавляет».
Перестройка отечественной политической системы выглядит концом попыток приблизиться к стандартам многопартийности. «На протяжении постсоветского периода, отмечает главный научный сотрудник Института Европы РАН Дмитрий Фурман, – власть, стремящаяся иметь демократический фасад, носилась с идеей двухпартийной системы. Периодически эта идея начинала претворяться в жизнь. Почему попытки проваливались? В нашей политической культуре, которая глубоко монархическая, есть только один человек, воплощающий власть, и соответственно должна быть только одна партия преданных ему людей. Две партии – уже наше сознание не понимает. Есть партия слуг государевых – и все тут».