На заседании Совбеза Виктор Иванов расскажет, как победить коррупцию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На пике избирательной кампании в Государственную Думу Кремль уделит особое внимание борьбе с нерадивыми чиновниками. По информации «НГ», в октябре на заседании Совета безопасности может быть одобрено решение о создании специализированного органа по борьбе с коррупцией. Он должен координировать деятельность силовых структур, но самостоятельным правом на ведение оперативно-разыскной деятельности обладать не будет. Между тем нерешенным остается, по сути, один из ключевых вопросов: кто – ФСБ или Генпрокуратура – будет играть первую скрипку в управлении новым антикоррупционным органом.
«Лишним не будет»
О подготовке октябрьского заседания Совбеза, посвященного борьбе с коррупцией, «НГ» рассказал источник в Кремле. По его словам, полномочия специального органа будут прописаны в законе «О борьбе с коррупцией», проект которого подготовлен Межведомственной рабочей группой под руководством помощника главы государства Виктора Иванова. Напомним: МРГ образована февральским указом президента «для подготовки предложений по реализации в законодательстве положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года». До 1 августа она должна была разработать предложения по внесению в законодательство изменений, необходимых для реализации положений международных договоров, включая предложения по созданию «специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией». 11 августа указом президента деятельность рабочей группы была продлена до 1 июля 2008 года.
Корреспонденту «НГ» удалось познакомиться с законопроектом, разработанным МРГ. Назначать руководителя органа по борьбе с коррупцией и утверждать положение о нем будет лично президент. Фактически кадровое решение главы государства будет определять политический вес создаваемой структуры. Ведь согласно существующему на данный момент тексту документа, орган по борьбе с коррупцией не будет обладать ключевыми полномочиями, а именно правом заниматься оперативно-разыскной деятельностью.
Как следует из текста законопроекта, специализированный орган по борьбе с коррупцией получает право осуществлять контроль и координацию деятельности других структур, прежде всего силовых, по противодействию коррупции. Собеседник «НГ», участвующий в подготовке материалов к предстоящему заседанию Совбеза, утверждает, что антикоррупционный орган будет управлять расследованием и силовые структуры будут отчитываться перед ним.
Создаваемая структура получает право направлять материалы в правоохранительные органы в отношении «действия или бездействия» должных лиц при наличии признаков коррупционных правонарушений. Кроме того, он должен получить и право координировать деятельность комиссий при министерствах и ведомствах по проверке требований к госслужащим. Они, напомним, созданы мартовским указом президента.
Депутат Госдумы Геннадий Гудков считает создание специализированного органа по борьбе с коррупцией «попыткой существующими методами снизить остроту проблемы». Бывший прокурор Юрий Скуратов называет специализированный орган «мертворожденной структурой». Правда, делает ремарку: «все, что делается в вопросах борьбы с коррупцией, как и в вопросах защиты прав человека, лишним не будет. Но ожидать большой эффективности тоже не следует». По мнению Гудкова, для качественной борьбы с коррупцией нужны системные меры, в числе которых он называет «расширение поле критики СМИ» и проведение реформы в правоохранительных органах.
ФСБ против Генпрокуратуры
Источник «НГ», участвующий в разработке материалов к заседанию Совбеза, рассказал, что в настоящий момент борьбу за право играть ведущую роль в специализированном органе по борьбе с коррупцией ведут ФСБ и Генпрокуратура. Напомним, что Национальный антитеррористический комитет, по образу и подобию которого сейчас пытаются создать антикоррупционный орган, является межведомственной структурой, но возглавляет НАК руководитель ФСБ.
Единого мнения у экспертов нет. «Если всерьез говорить о борьбе с коррупцией, то надо создавать орган с особыми полномочиями на базе одного из управлений Федеральной службы безопасности, с особым прямым подчинением», – утверждает полковник запаса ФСБ и депутат Геннадий Гудков. «Создание нового органа – это, по сути, признание того, что прокуратура не справилась», – говорит бывший генпрокурор. Однако он отмечает, что, по закону, координирующую функцию между силовыми органами в сфере борьбы с преступностью выполняет прокуратура. «Она просто должна ее более эффективно выполнять», – считает он.
Впрочем, борьба с коррупцией «требует усилий всего госмеханизма», полагает Скуратов. А координирующую функцию должны выполнять структуры, близкие к президенту. «Это президентский уровень. Иначе не будет никакой эффективной работы. Силовики начнут перетягивать канат друг у друга, потому что каждый причастен к борьбе с коррупцией», – замечает бывший генпрокурор.
Не исключено, что до октябрьского заседания Совбеза может быть назначен его секретарь. Заметим, что среди прочих кандидатов на эту должность часто называют нынешнего руководителя МРГ Виктора Иванова. «Теоретически это возможно», – заметил один из собеседников «НГ», близкий к Совбезу.