В столице Киргизии Владимир Путин в подробностях рассказал коллегам по ШОС о своем экстремальном путешествии в Туву и переговорил с президентом Ирана. Путин еще раз предостерег США от попыток в одиночку решать глобальные и региональные проблемы.
2 миллиарда долларов┘ Кто больше?
Вечером Курманбек Бакиев и его гости поужинали в юрте, поставленной на территории государственной резиденции «Ала-Арча». Президент Киргизии был спокоен: оппозиция объявила мораторий на выступления, из Бишкека удалили все неблагонадежные элементы, включая бомжей и проституток, да и вопрос с проживанием высокопоставленных гостей был решен. Российские журналисты, правда, скоротали ночь в гостеприимном турецком общежитии, хозяева которого любезно просили соблюдать мусульманские традиции, то есть снимать обувь при входе в помещение.
- Китай вытесняет Россию из Азии (НГ 16.08.07) Нынешняя президентская встреча в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке отличается от прежних новым внутрирегиональным раскладом, продиктованным растущим влиянием Китая.
Пока коллеги наслаждались кумысом, иссык-кульской форелью, бешбармаком, «самым почетным устуканом» и пятизвездочным коньяком «Манас», Владимир Путин рассказал, как ему понравилось в Туве. Можно предположить, что лидеры стран ШОС с интересом слушали российского президента: им самим никогда не приходилось сплавляться по реке и, тем более, представать перед собственным электоратом с открытыми торсами.
Перед ужином Бакиев встретился с председателем КНР Ху Цзиньтао. Гость из Пекина пообещал вложить деньги в экономику этой страны, в частности помочь в строительстве железной дороги, которая свяжет Киргизию, Узбекистан и Китай. Разговор двух лидеров состоялся в резиденции «Ала-Арча», главные объекты которой – Конгресс-холл и гостевые резиденции (в одной из которых, кстати, жил и российский президент) – были построены в рамках подготовки к саммиту ШОС именно китайскими строителями.
А сразу после ужина Бакиев встретился с Путиным, который заявил о намерении России инвестировать 2 млрд. долл. в экономику Киргизии. «Мы готовы не просто продекларировать, а реально сформулировать ситуацию, при которой могли бы осуществить эффективное вложение в экономику Киргизии в большом объеме», – сказал хозяин Кремля.
Москва и Пекин соревновались не только за экономическое доминирование в отдельных странах – членах ШОС. Было очевидно, что лидеры России и Китая по-разному смотрят на основные задачи организации. Глава Китая в выступлении на вчерашнем саммите сделал упор на экономическое сотрудничество в рамках ШОС. Президент России назвал ключевой задачей укрепление безопасности. «Предстоит завершить работу над соглашениями, регламентирующими порядок организации антитеррористических учений и подготовку кадров для соответствующих подразделений государств ШОС, а также заложить правовую основу для развития контактов с государствами-наблюдателями, – отметил Путин. – На повестке дня – продолжение работы по формированию партнерской региональной сети контртеррористических структур».
Москва и Пекин не скрывали, что соревнуются и за культурное влияние в регионе. Ху Цзиньтао объявил о выделении стипендий для обучающихся в Китае студентов из стран – членов организации. Путин, в свою очередь, предложил создать университет ШОС.
«Привыкли разговаривать с позиции силы»
Вчера утром после завершения переговоров в узком составе главы государств – членов ШОС и наблюдатели вышли на церемонию официального фотографирования. «Фотосессия продолжается┘», – мрачно сказал глава России президенту Киргизии, когда основные действующие лица подходили к специально подготовленному для family photo подиуму. Чтобы все могли его лучше разглядеть, невеликий ростом президент Ирана аккуратно отодвинул в сторону Нурсултана Назарбаева.
Вспышки фотокамер┘ И лидеры стран вновь отправились на переговоры уже с участием наблюдателей. Все сидели за столом и с нетерпением ждали двоих – Владимира Путина и Махмуда Ахмадинежада. В графике российского лидера, замечу, их официальная встреча не значилась. Через открытые двери было видно, как президенты России и Ирана неспешно идут по коридору, наслаждаясь беседой. Это был серьезный разговор двух заинтересованных людей, явно не имевших принципиальных разногласий. На пороге конференц-зала Путин и Ахмадинежад остановились – тема была важная, надо было договорить. Глава российского МИДа Сергей Лавров сказал мне, что лидеры двух стран успели обсудить два вопроса: «о перспективах международных отношений и о сотрудничестве с МАГАТЭ».
На саммите ШОС президент Ирана не изменил своей традиционной привычке бросить камень в огород США. Впрочем, на этот раз он проявил ожидаемую от него другими участниками деликатность и не стал упоминать имя Америки всуе. Воздав хвалу «аллаху милостливому и милосердному», Махмуд Ахмадинежад вспомнил, как в прошлом году «мы стали свидетелями оккупации в некоторых странах». Оккупация, не стал скрывать иранский президент, принесла народам одни невзгоды. Он также вспомнил про угрозы, которыми чревато размещение «одной из стран» ПРО в Европе. «Некоторые государства привыкли разговаривать с позиции силы и угроз», – резюмировал иранский лидер.
Иран, сказал он, «выражает готовность развивать сотрудничество с ШОС и его членами». Впрочем, организация пока не готова принять Иран в свой состав. Что касается другого перспективного кандидата на членство в азиатском НАТО – Туркмении, то, по словам источника в российской делегации, Ашхабад по-прежнему предпочитает сохранять нейтралитет и официальную заявку на членство не подавал.
Еще иранский президент обиженно напомнил о своем прошлогоднем предложении организовать встречу министров энергетики стран – членов ШОС и наблюдателей. Предложение, похоже, было встречено без особых эмоций. «Киргизская сторона обобщит все предложения после саммита», – ушел от ответа высокопоставленный источник «НГ» в российской делегации.
А вот идея Нурсултана Назарбаева о создании Энергетического клуба при ШОС всем понравилась. Этот клуб, по мнению лидера Казахстана, мог бы стать мозговым центром в рамках организации. Принципы функционирования этого клуба описаны в рамках энергетической стратегии, разработанной Астаной и переданной всем главам ШОС. «Образование Энергетического клуба создаст хорошие условия для нашего взаимодействия», – поддержал коллегу российский президент. Впрочем, члены делегаций утверждают, что речь в настоящий момент идет только о совещательном органе, в работе которого будут принимать участие главы энергетических ведомств и представители бизнеса. «Вы же знаете, что такое клуб...», – заметил в беседе с корреспондентом «НГ» Лавров.
Бишкек