31 июля состоится собрание акционеров флагмана отечественной космической отрасли РКК «Энергия». Один из главных вопросов повестки дня – выборы нового президента корпорации. Наиболее вероятный кандидат – Виталий Лопота, директор петербургского ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Скорее всего ему придется решать задачу, значительно выходящую за рамки деятельности его предприятия. Речь идет о создании инновационной пилотируемой космической программы, потребности развития которой, с одной стороны, стимулировали бы качественный рост самого широкого спектра научно-технических направлений России, а с другой – способствовали бы восстановлению ее международного авторитета и престижа.
Первое и главное условие для решения данной задачи – выход за пределы околоземной орбиты, где Россия участвует в проекте МКС «Альфа» – это околоземный комплекс типа тех, которые СССР/Россия строит более 35 лет, он способствует сохранению отечественных космических технологий 40–50-летней давности. МКС для нашей страны, в том числе и в научном плане, это в лучшем случае «бег на месте». Он оправдан лишь постольку, поскольку позволяет России сохранить опыт пилотируемых полетов, – то, без чего рывок за пределы околоземного пространства невозможен.
Но рывок этот может быть лишь к конкретной цели. На современном уровне развития космической науки и техники их может быть две: экспедиция или на Луну, или на Марс. Луна ближе, однако представляет лишь геологический интерес. Марс же может дать ключ к пониманию происхождения жизни на Земле, а в перспективе стать объектом колонизации.
Технологически наша страна уже переросла Луну. Об этом свидетельствует, например, разработанный в РКК «Энергия» экономически приемлемый для современной России проект первой стадии экспедиции к Марсу – беспосадочной облетно-орбитальной миссии. Подобный вариант обеспечил бы гармоничное развитие всей отечественной ракетно-космической отрасли, включая беспилотную космонавтику. Наконец, максимум, что может позволить себе Россия, это лет через 10–15 повторить вариант программы «Аполлон». Воспроизведение американского сценария (к тому времени уже полувековой давности) лишь подчеркнет научно-техническую отсталость России вообще и ее космической программы в частности, а потому является политически проигрышным.
Второе условие – инновационный проект должен дать свои главные результаты в течение 10–12 лет. Только так можно будет, с одной стороны, поддержать интерес высшего руководства страны в его реализации, а с другой – возложить персональную ответственность на руководителей космической отрасли за его осуществление.
Третье условие – международное сотрудничество возможно лишь в том случае, если партнеры получат от него равные научно-технические и политические плоды, как это было в рамках программ «Аполлон»–«Союз», «Шаттл»–«Мир» и МКС. Кроме того, оно ни при каких условиях не должно сдерживать качественное развитие отечественной космической техники, в том числе и путем отвлечения средств и производственных мощностей, требуемых на обслуживание этого сотрудничества.
Как известно, Роскосмос и НАСА заключили контракт, согласно которому Россия обеспечивает астронавтов США «Союзами» и «Прогрессами» вплоть до 2011 года включительно. «Американцы настояли, чтобы все «Союзы», которые будут использоваться для полетов астронавтов НАСА, были испытанных, надежных модификаций, – подчеркивает летчик-космонавт Александр Калери. – Это означает, что мы будем лишены возможности в течение ряда лет совершенствовать эти машины, обрекая свою космонавтику на дальнейшую стагнацию».
Россия, безусловно, должна выполнить уже взятые на себя обязательства перед НАСА. Однако в будущем следует избегать соглашений, препятствующих развитию отечественной ракетно-космической техники.
Подчеркнем еще раз: новое руководство РКК «Энергия» должно сделать космонавтику инструментом подъема науки и техники России, а также – авторитета и престижа страны. Достичь этого можно лишь путем осуществления крупномасштабного и инновационного, но реализуемого в конкретных российских условиях проекта, который при этом не стал бы плагиатом какого-либо американского сценария освоения космоса.