Жаркое лето 2007-го сильно контрастирует с прохладой в отношениях между Евросоюзом и Россией. Число споров и взаимных претензий только возрастает.
ЕС официально встал на сторону Лондона, поддержав его позицию в деле Литвиненко–Лугового. В качестве страны, председательствующей сейчас в сообществе, Португалия заявила: «Европейский союз выражает свое разочарование в связи с недостатком конструктивного сотрудничества со стороны России с правительством Соединенного Королевства». За этим фактически кроется поддержка высылки наших дипломатов из Британии и требований ревизии Конституции РФ.
Вчера обострение отношений с Россией обсуждалось в Брюсселе министрами иностранных дел стран ЕС. Вообще-то они собрались на межправительственную конференцию по реформе сообщества. Но Лондон в формате «информации», представленной новым главой Форин оффиса Дэвидом Милибендом, настоял на включении в повестку дня своих претензий к Москве в связи с делом Литвиненко–Лугового.
Читайте также:
Майский саммит РФ–ЕС в Самаре не остановил, как этого вроде бы хотели стороны, процесса накопления противоречий. Вопрос начала переговоров о новом евророссийском базовом договоре так и не был решен до истечения срока немецкого председательства в ЕС. А сейчас, при португальском, вообще исключен из числа приоритетов, то есть практически заморожен.
Одновременно Евросоюз озаботился выработкой механизмов противодействия российской инвестиционной деятельности в его странах. Немцы опасаются, что близкие к Кремлю компании, прежде всего «Газпром», получив доли в предприятиях ключевых отраслей германской промышленности, смогут оказывать на Берлин политическое влияние (подробнее см. «НГ» от 19.07.07). Еще пару месяцев назад такая проблема не значилась в повестке дня ЕС. А в минувшую среду федеральный канцлер Ангела Меркель сообщила, что как ЕС, так и ее правительство размышляют на эту тему.
Не меньше сложностей в вопросах обеспечения стабильности и безопасности Европы. Похоже, что и в этих делах принцип «евросолидарности» является определяющим. Заявления польского президента Леха Качиньского о предрешенности размещения элементов американской стратегической системы ПРО в его стране воспринимаются руководством других стран ЕС как данность, не затрагивающая прерогативы Евросоюза. Наблюдается также сближение с американской мотивацией плана размещения ПРО. Бундесканцлерин Меркель выразила мнение, что необходимость противоракетной системы якобы уже признана всеми. В то же время, подчеркивая стремление к решению проблемы ПРО в сотрудничестве с Россией, Меркель назвала интересными известные предложения Путина. «Да. Я не против господина Путина и не против этой идеи», - сказала она.
Серьезными политическими неурядицами в отношениях ЕС–РФ чреват спор о статусе Косово. Брюссель ратует за план Ахтисаари, предусматривающий предоставление независимости этому южному краю Сербии. Россия отвергает его, настаивая на продолжении неограниченных по времени переговоров между Белградом и Приштиной. На днях было принято решение о переносе косовского вопроса в Контактную группу, где Россия не имеет блокирующего голоса, и этот вариант поддержан европейцами.
Расширение списка проблем негативно сказывается на атмосфере отношений Россия–ЕС. Чем бы ни объясняли стороны этот многослойный афронт, он требует от Москвы и Брюсселя все больше политической воли, терпения и благоразумия, чтобы не доводить дискуссии до точки кипения. Ведь рано или поздно проблемы все равно придется решать. Другого пути у России и ЕС, связанных трубопроводами и жизненно важными интересами, просто нет.