Жесткая позиция России по вопросу размещения американской системы ПРО в Европе не дает покоя руководителям западных держав.
Госпожа Меркель считает, что дискуссия о необходимости развертывания систем ПРО уже закончена. Вопрос лишь в том, где, как и что размещать.
Собираясь в очередной отпуск, канцлер ФРГ провела пресс-конференцию, где не обошла стороной вопрос о российских предложениях по ПРО. «Россия сделала интересные предложения, например, в отношении совместных информационных центров в Москве и Брюсселе, и я думаю, что тем самым мы сейчас имеем целый пакет возможностей для дискуссии о том, как это сделать».
Канцлер отметила, что по вопросам размещения РЛС и противоракет в Чехии и Польше у России и США мнения различны, но позиция Германии заключается в том, «чтобы было найдено решение, которое устраивало бы как можно больше сторон» (РИА «Новости»).
За полтора дня до выступления Меркель, президент РФ Владимир Путин подписал Указ о приостановлении действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе, подписанного в г. Париже 19 ноября 1990 г. Реакция официальных представителей и западной прессы не заставила себя ждать. Поползли слухи о возможном начале новой Холодной войны между Россией и Западом. Больше всех обеспокоены складывающейся обстановкой правительства стран Восточной Европы, которые составляют буферную зону между Россией и лидерами Североатлантического альянса. МИД Польши, например, назвал решение о Российском моратории «обескураживающим». Интересно, что их так «обескуражило»? Может быть поляки припомнили начало Второй мировой войны, когда Польша стала основным плацдармом для наступления германских войск на СССР? И тем не менее Президент Польши Качиньский спешит в Вашингтон для консультаций. А Королевские ВВС Великобритании с удивлением обнаруживают наши бомбардировщики у своих границ, несмотря на то, что последние летают северным маршрутом («за угол», как говорят летчики российской стратегической авиации) аж с шестидесятых годов.
Вполне очевидно, что НАТО вряд ли откажется от размещения элементов ПРО в восточной Европе и предложения по использованию Габалинской РЛС в целях общей безопасности не найдут поддержки у западных партнеров.