Отцы-основатели «Другой России»: былое и думы.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
«Разговоры о коллапсе «Другой России» сопровождали нас с момента объявления о нашей первой конференции», – сказал вчера Гарри Каспаров – вероятно, чтобы упредить разговоры о развале коалиции.
- «Другая Россия», которую мы потеряли (НГ от 09.07.2007)
Вслед за отказом Михаила Касьянова от участия в конференции появилось заявление лидеров Всероссийского гражданского конгресса Людмилы Алексеевой, Александра Аузана и Георгия Сатарова, где было сказано, что «Другая Россия» – мероприятие, которое «мыслилось как коалиционное, но стало сепаратным». Поэтому Алексеева, Аузан и Сатаров не собираются участвовать в конференции. Здесь можно вспомнить о Викторе Анпилове, который со своей «Трудовой Россией» вышел из «Другой России» за несколько недель до конференции. И о лидере упраздненной Республиканской партии Владимире Рыжкове, также проигнорировавшем форум (среди делегатов популярен слух, что Рыжков проявляет осторожность, надеясь занять место в предвыборном списке СПС, а если его туда не возьмут, вернется в «Другую Россию», однако никаких доказательств в пользу этой версии не существует). А также о представителях дипкорпуса, почтивших своим вниманием прошлогоднюю конференцию (посла Великобритании Энтони Брентона, выступавшего на «Другой России-2006», весь год преследовал комиссар движения «Наши» Тихон Чумаков, протестовавший таким образом против выступления дипломата на одном мероприятии с Эдуардом Лимоновым). Все они не пришли на этот раз, и потому вторую всероссийскую конференцию «Другой России» смело можно считать самым многолюдным мероприятием по числу тех, кто на него не явился.
Воспоминания о прошлогодней конференции были главной чертой нынешнего форума. Даже баннер с логотипом «Другой России» использовался прошлогодний – с цифрами «2006», а теснота четырехзвездочного Holiday Inn на Лесной заставляла делегатов и гостей с ностальгической теплотой вспоминать прошлый год, когда «Другая Россия» собиралась в пятизвездочном Renaissance Moscow. Наконец, формат вечера воспоминаний был поддержан самими организаторами конференции – первое воскресное пленарное заседание называлось «Год борьбы» и открывалось видеозаписью прошлогоднего выступления Анны Политковской. Журналистка с экрана призывала «не допустить операции «Преемник», живые делегаты аплодировали ей из зала. А правозащитник Сергей Ковалев, открывший заседание, сказал, что «кто бы это ни сделал, Анна Политковская – жертва той эволюции, которую переживает страна».
После минуты молчания выступил Гарри Каспаров. Он тоже вспоминал – о «тысячеголосом «Нам нужна другая Россия!», которое «заставило дрожать стены Кремля и Смольного», о мартовском марше несогласных в Петербурге, когда «на наших глазах Россия становилась другой» и «люди шли по Невскому, сбросив с себя давящие оковы путинского режима». Следующий оратор, лидер «Авангарда красной молодежи» Сергей Удальцов говорил примерно о том же, заодно делясь личными воспоминаниями. «За этот год я побывал во всех отделениях милиции Москвы, Петербурга и Воронежа, – говорил Удальцов. – Особенно запомнилось, как в Питере в одну камеру набилось больше сотни задержанных, и Сергей Гуляев (бывший депутат Законодательного собрания Петербурга. – «НГ») написал на стене: «Здесь сидели участники марша несогласных!»
Перспективы выдвижения «Другой Россией» единого кандидата на президентских выборах 2008 года остались неясными. Два потенциальных кандидата – Виктор Геращенко и Сергей Гуляев, – находились в зале, еще один, Владимир Буковский, прислал из Лондона видеообращение. И Геращенко, и Гуляев заверили корреспондента НГ, что готовы отказаться от президентских амбиций в пользу единого кандидата. «Всем образованным людям понятно, что только единый кандидат сможет победить преемника, – сказал Геращенко. – Я, как Александр Матросов, бросился на амбразуру первым, но готов уступить ее тому, кого поддержат остальные».
По мнению Геращенко, только в ноябре, когда лидерам системных партий станет понятно, что никакой пользы договоренности с Кремлем им не принесут, конфигурация выработается окончательно. Говоря о причинах выхода из «Другой России» Михаила Касьянова, Гуляев предположил: «Касьянов хотел стать единым кандидатом без борьбы, но ему это не удалось».
В любом случае, даже если «Другой России» удастся оставшимися силами договориться о поддержке какого-то одного кандидата, пока непонятно, как этот кандидат сможет дойти до выборов. Лидеры коалиции предпочитают об этом не говорить, намекая на то, что к осени многое станет ясно. Но пока нет никаких признаков того, что в этой «ясности» найдется место для «Другой России». Спроектированная как коалиция для всей несистемной оппозиции, «Другая Россия» все больше становится похожа на прежние детища Гарри Каспарова – «Комитет-2008» и «Объединенный гражданский фронт», а значит, рискует не дожить до третьего «вечера воспоминаний» – возможно, через год будет не о чем вспоминать.