Центризбирком определил условия агитации на выборах. В пятницу члены ЦИК вместе с руководством Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям рекомендовали участникам гонки заключать специальные договоры по доступу к бесплатно-платному эфиру и печатной площади государственных СМИ.
По мнению разработчиков, унифицированные соглашения помогут ликвидировать регулярно возникающие проблемы. С одной стороны, правила обеспечат средства массовой информации большими гарантиями по возврату задолженности за предоставленный эфир. С другой – дадут меньше поводов руководству СМИ отказывать партийцам в размещении пропаганды под предлогом форс-мажорных обстоятельств. Ответственность за экстремизм на выборах участникам, похоже, придется нести в индивидуальном порядке.
В распространенном на заседании ЦИК письме замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Андрея Романченко говориться: формы договоров «окажут значительную помощь участникам избирательного процесса». Выступая на заседании, член ЦИК РФ Майя Гришина подчеркнула, что «ЦИК впервые оказывает методическую помощь, которая может понадобиться для заключения таких договоров». По ее словам, Центризбирком обобщил договорной опыт государственных СМИ, учтя пожелания партийцев.
Так, например, одной из распространенных претензий участников гонки к СМИ были отказы в публикациях или предоставлении телеэфира для видеосюжетов по техническим требованиям. Теперь в договоре предлагается уточнить эти параметры, а в случае невозможности их выполнения исполнитель должен предоставить заказчику возможность сделать запись с помощью его ресурсов. При этом оговаривается: СМИ несут ответственность за сохранность предоставленных материалов. Участники соглашения сами определяют, в какой именно период времени с момента опубликования результатов выборов заказчик должен возместить СМИ стоимость предоставленных услуг.
Об объемах итоговой задолженности руководство издания должно поставить в известность политического клиента за 10 дней после подсчета голосов. Руководитель юридической дирекции ТВЦ Игорь Еремин считает, что типовые договора – шаг вперед в урегулировании взаимоотношений с политструктурами. Но он слабо верит в то, что это поможет ТВЦ получать деньги с должников. Напомним, третья кнопка до сих пор не может вернуть себе 1 миллион долларов (сумма общих потерь) за прошлую кампанию в Госдуму. И все из-за того, что исполнители не могут выполнить решения судов по отношению к партийцам.
У Гришиной более оптимистичный взгляд на проблему: «Многие суды по возвращению долгов были проиграны именно из-за неграмотно составленных договоров». Так, по ее словам, «Российской газете» по этой причине пришлось остаться ни с чем. На минувших президентских выборах это издание пыталось взыскать долг кандидата в президенты Сергея Миронова (договор заключала Российская партия жизни, которая его выдвигала). Но из-за нюансов договора редакция доказать суду ничего не смогла. На партию пытались возложить ответственность за эфирное время, потраченное лично кандидатом. А закон не допускает возмещения подобных расходов партийцами, что и было зафиксировано в Арбитражном суде. Естественно, в регионах ситуация сложнее. Так как там количество СМИ, вообще не способных обеспечить себя качественным юридическим обслуживанием, намного больше.
Особой темой в утвержденных ЦИКом образцах договоров проходит тема экстремизма. Типовое соглашение закрепляет для участников как парламентских, так и президентских выборов недопустимость включения в агитационный период (в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации) «в любой форме в материалы, выступления на совместных агитационных мероприятиях призывов к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганды войны, информации, которая возбуждает социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть». СМИ имеют право отказать партийцам в размещении таких материалов не позднее, чем за 12 часов до предполагаемого выхода в эфир, или вернуть их на переделку за 24 часа до публикации.
В принятых на заседании ЦИК документах также отмечается, что заключающие договоры заказчики обязаны «не включать в материалы, выступления на совместных агитационных мероприятиях коммерческую рекламу».
Особенности применения законодательства об экстремизме, по мнению партийцев, могут повлечь за собой неприятные для них последствия. Поскольку из-за размытости самого понятия под этот термин можно подвести все что угодно, считает секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев, руководство СМИ будет страховаться, не пуская в эфир подозрительные материалы. На круглом столе комитета по информационной политике Госдумы несколько недель назад звучали предложения создать специальную комиссию для консультаций по выявлению экстремизма в агитационных материалах (ведь даже в избиркомах субъектов сегодня нет таких специалистов). Например, когда разбиралось на прошлых выборах в МГД дело «Родины», избиркомовцы обращались за консультацией в прокуратуру. Но, по словам Еремина, у ЦИКа пока нет таких полномочий – по закону признаки экстремизма может установить только суд. Таким образом, партиям и кандидатам придется либо соглашаться и переделывать свои ролики, либо позже долго и упорно судиться со СМИ, «зарубившими» материал. Условия договора, где партийцы должны согласиться с правом СМИ на отказ в размещении подозрительной агитации, вероятно, лишат такие дела перспективы.