В минувшее воскресенье в иркутском кинотеатре «35 кадров» собрались зрители, чтобы просмотреть несколько фильмов из разряда «другое кино» (именно на таких кинолентах специализируется этот кинотеатр). Особого удовольствия киногурманам получить не удалось – во время сеанса в зал вошли вооруженные сотрудники милиции, а также их коллеги из подразделения по борьбе с организованной преступностью, которые потребовали прекратить демонстрацию лент.
Затем последовала проверка документов. Все зрители, оказавшиеся без паспортов и других удостоверений личности, были отправлены в Кировский отдел внутренних дел. В числе их оказались владелец клуба Александр Владимиров и активист «Другой России» Максим Воронцов. Всех задержанных после дачи объяснений отпустили.
Сегодня правоохранительные органы Иркутска продолжают расследование этой истории. Наблюдатели связывают произошедшее с демонстрацией в кинозале нескольких «подозрительных» лент. Сомнения в благонадежности в первую очередь вызвал документальный фильм Алены Полуниной «Да, смерть!», снятый несколько лет назад в одном из бункеров лимоновцев.
Как позднее рассказал журналистам Александр Владимиров, свой неожиданный приезд в кинотеатр правоохранительные органы объяснили анонимным звонком о драке. Впрочем, у владельца кинотеатра своя версия интереса правоохранительных органов к показу вроде бы не запрещенных фильмов. По его словам, стражи порядка проявили любопытство к репертуару заведения: «У меня спрашивали: давно ли я знаю деятелей НБП (вообще-то такой партии формально не существует, и странно, что сотрудники милиции об этом не знают. – «НГ»), имена, сколько их фильмов показал и сколько раз, была ли агитация. Прощаясь, следователь пообещала, что это не последний их визит к нам».
В пресс-службе ГУВД Иркутской области «НГ» сообщили, что причиной приезда милиции в место досуга послужил звонок о начавшейся там драке, а потому к кинотеатру были отправлены две машины. «Это нормальная реакция правоохранительных органов на такой сигнал», – сказал корреспонденту «НГ» сотрудник пресс-службы ГУВД Герман Струглин. Между тем, по его словам, точку в инциденте с кинотеатром «35 кадров» ставить рано: «Сейчас наши специалисты проводят исследования изъятых дисков, поскольку их содержание показалось сомнительным. Если в них нет никакого намека на подстрекательство к экстремизму, на пропаганду насилия, то диски будут возвращены хозяину».
Аргументы правоохранительных органов в этой ситуации вызывают, мягко говоря, сомнение. Допустим, был сигнал о драке. Приехали, зашли в зал, там все в порядке. К чему тогда задерживать людей и конфисковывать фильмы? Неужели в милиции полагали, что именно из-за этих лент якобы дрались зрители. Да и появление в зале борцов с организованной преступностью весьма символично.
Между тем если в фильме Алены Полуниной и есть «криминал», то разве что в названии. «Да, смерть!» – это просто один из лозунгов сторонников Эдуарда Лимонова. В 26-минутной документальной ленте, которую ни критики, ни зрители не называют пропагандистской, автор пытается выяснить, кто и зачем приходит в организацию Лимонова и участвует в ее акциях.
Кстати, самому Лимонову эта лента не понравилась. Фильм, между прочим, неоднократно свободно демонстрировался в России и отмечен несколькими наградами – Фестиваля неигрового кино в Екатеринбурге (приз Фонда имени Романа Кармена) и Фестиваля действительного кино «Кинотеатр.DOC». Странно, что члены жюри этих фестивалей еще не в кутузке за пропаганду экстремизма.
К тому же, как известно, запрет на ту или иную продукцию, пропагандирующую экстремизм и насилие, должен налагать суд, а не патрульный постовой.
Если же говорить о «пропаганде насилия», то я что-то не видел милиционеров, прекращающих демонстрацию в кинотеатрах «Пилы-3» или, к примеру, «Груза-200».