Они не сомневались в победе Сочи.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото))
Сегодня ночью Международный олимпийский комитет огласил результаты голосования. Владимир Путин узнал о них в самолете. Сразу после окончания презентации Сочи он улетел из Гватемалы. Он сделал все, что мог. И, может быть, даже больше.
Сочи – столица зимних Олимпийских игр-2014 (НГ от 05.07.2007)
Он даже рассказал о Сочи на английском языке, который в отличие от немецкого для него не родной. В ночь накануне голосования члены российской делегации выражали стопроцентную уверенность в том, что Сочи выиграет зимнюю Олимпиаду-2014. Расходились лишь в оценках – будет ли победа ошеломляющей и произойдет в первом туре или же будет два тура, но Сочи все равно победит. Уверенности россиянам придал Путин, который сам лично приехал в «Русский дом». Он посмотрел русский балет на искусственном льду Гватемалы и уехал к себе в отель Marriot отдыхать перед главным решающим испытанием.
Накануне голосования у Владимира Путина был напряженный день – он проводил встречи с членами Международного олимпийского комитета. Встречи шли одна за другой, и один представитель МОК едва успевал выходить из комнаты переговоров, как на его место заступал другой. Российский президент не играл рубаху-парня, как это делал Тони Блэр перед голосованием МОК в 2005-м. Тактика была выбрана не случайно: ведь не президенту России очень надо было встретиться с этими людьми, а членам МОК выпала уникальная возможность встретиться с президентом России. Этот человек знал, когда они одержали самые выдающиеся победы своей жизни и даже кем стали их внуки. Члены МОК выходили от него одухотворенные и счастливые. Вот только такое состояние души могло измениться к моменту голосования.
Встречи продолжились и на фуршете после открытия сессии МОК. По словам Владислава Третьяка, члены МОК просто атаковали Путина. «К нему выстроилась очередь, больше, чем сейчас человек в этом зале», – известный хоккеист показывал на людей, стоявших рядом с нами в ресторане на первом этаже «Русского дома». Людей вокруг было очень много, и я легко могла поверить в то, что глава государства чуть было не пал жертвой набросившихся на него членов Олимпийского комитета. Вокруг президента Южной Кореи и канцлера Австрии такого ажиотажа, по словам Третьяка, не наблюдалось.
Подобный мощный натиск не мог не утомить главу государства, но тем не менее он согласился посетить «Русский дом». Вернее сказать, его просили так сильно, что отказаться было совершенно невозможно. Перед приездом президента на подтаявшем льду Гватемала-Сити фигуристы исполняли «Спящую красавицу». Если бы Петр Ильич Чайковский увидел, как они катаются посреди луж, то он бы неминуемо сошел с ума.
Президент поздоровался с руководителем Кубанского казачьего хора, который, похоже, всю жизнь мечтал об этом рукопожатии. А затем в окружении Тягачева и Жукова, а также с радостью примкнувшего к ним губернатора Краснодарского края Александра Ткачева Путин прошел на второй этаж «Русского дома», где располагался неказистый с виду VIP-ресторан. «Видели бы вы, что здесь было неделю назад», – признался один из тех, кто ковал победу Сочи.
В ресторанчике уже собирались подавать блины. Около железных перилец, огораживающих балкон второго этажа, стояли специально приготовленные стульчики. На один из них Тягачев усадил президента. Усевшись рядом, он стал показывать на фигуристов, танцевавших в лужах на подтаявшем гватемальском льду. «По-взрослому у нас получается, – объяснял президенту Тягачев. – Такой климат, а все равно происходит». Кажется, Тягачев сам не мог поверить в происходящее. Возможно, он говорил, какие мощные холодильные установки обеспечивают необходимую температуру. И люди, предоставившие холодильные установки, в эту минуту должны были икать от радости, потому что лучшей рекламы их продукту и быть не могло. Собственно говоря, они только на это и надеялись.
Хозяин «Интерроса» Владимир Потанин тем временем спорил с председателем правления заявочного комитета «Сочи-2014» Еленой Аникиной, в каком туре победит Сочи. Вернее, он даже не спорил, он утверждал, что единственно возможным вариантом является победа Сочи в первом туре с разницей в три голоса. Откуда у олигарха тайное знание, сказать не берусь. Но все говорили, что мы победим, и задавать вопрос «кто победит?» не имело ни малейшего смысла. Это, как священную мантру, за пару дней до голосования твердили российские чиновники и члены заявочного комитета. «Для тех, кто работал над заявкой Сочи, происходящее – в любом случае часть жизни, – говорил мне Потанин. – А если будет победа, тогда она вспыхнет яркой звездочкой на фюзеляже┘» Или звездой Героя России. В любом случае можно не сомневаться, что награда обязательно найдет своих героев.
Преодолев 10 часовых поясов, Владимир Путин героически смотрел «Спящую красавицу». Его хватило минут на десять. Перед его уходом губернатор Ткачев предложил было отведать кушанья. «Вот, повара у нас русские», – произнес губернатор, показывая на классических индейцев. Организаторы тем временем мучительно думали о том, как расширить культурную программу для главы государства. «Слушай, а сколько времени эта канитель будет продолжаться?» – услышала я за своей спиной мужской голос, когда мы все вслед за президентом спускались по лестнице. «Да еще пять минут первое действие идет», – ответили ему. «А то хорошо бы Кубанский хор прямо щас вдарил».
Глава государства, к счастью, уехал раньше, чем это произошло. Он, впрочем, успел сфотографироваться с Кубанским хором (по просьбе артистов). Почти сразу после президента уехал и Александр Жуков – ему тоже хотелось выспаться перед решающим сражением. А глава управделами президента Владимир Кожин, Леонид Тягачев, министр транспорта Игорь Левитин и другие уважаемые господа только садились ужинать.
Открывая российскую презентацию, глава отечественного заявочного комитета сказал, что Сочи-2014 никогда не смог бы быть здесь сегодня, если бы не поддержка, видения и страсть одного человека – президента Владимира Путина.
Членам Олимпийского комитета показали фильм, где о России и российских спортсменах говорили известная немецкая фигуристка Катарина Витт, горнолыжник Марк Джирарделли, китайская фигуристка Лю Чен и знаменитый хоккеист Стив Айзерман. А Александр Жуков, вице-премьер российского правительства и член заявочного комитета, вспомнил в своем выступлении о том, как на стройке главного стадиона Московской Олимпиады 1980 года мешал цемент и работал волонтером. Членам Олимпийского комитета оставалось только принять во внимание аргумент российской делегации.
Гватемала-Сити