0
982
Газета Политика Интернет-версия

29.06.2007 00:00:00

Закон об экстремизме подвергся «либерализации»

Тэги: экстремизм, депутаты


экстремизм, депутаты Коммунисты попали под статью.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Как вас теперь называть?

Депутаты примут поправки в Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных нарушениях, в законы о СМИ, об оперативно-разыскной деятельности и противодействии экстремизму. По некоторым статьям УК за преступления последней категории будет предусмотрен больший срок. Клеймо экстремиста не позволит гражданину принимать участие в выборах любого уровня. Этот запрет будет распространен и на получивших в течение года до выборов административное наказание по «экстремистским» статьям КоАП. Силовикам разрешают прослушивать потенциальных экстремистов и внедрять в их ряды свою агентуру, а СМИ приказано всех экстремистов называть своими именами при каждом удобном случае.

Прессе не разрешается писать о каких-либо запрещенных судом по причине их экстремизма организациях без обязательного упоминания того факта, что они признаны таковыми. Так что каждую строчку, к примеру, о НБП надо будет сопровождать длинной фразой: «...ликвидированной по решению суда за то-то и то-то». Эта норма законопроекта появилась после проведения думским комитетом круглого стола, где, как писала «НГ», основной спор разгорелся между Государственно-правовым управлением президента и экспертами ФСБ. Чекисты тогда неожиданно высказались против необоснованного, на их взгляд, расширения понятия «преступления экстремистской направленности» и доложили, что у ФСБ есть свои поправки к закону, согласованные к тому же с Минюстом.

Однако в тексте законопроекта, подготовленного к сегодняшнему второму чтению, почти никаких предложений от соавторов с Лубянки разыскать не удалось. Впрочем, как сообщил «НГ» один из высокопоставленных чиновников администрации президента, «никаких поправок на самом деле и нет, точнее, может, они и есть, но ни с нами, ни с правительством они не согласовывались».

Кинул лимонку – заплати

Единственным же изменением, которое похоже на косвенное последствие жесткой критики со стороны ФСБ, подготовленного кремлевскими юристами законопроекта, следует признать очередное переформатирование статьи 20.29 КоАП РФ «Производство и распространение экстремистских материалов». На круглом столе ГПУ президента представило такой вариант этой статьи, где говорилось: наказываться должно «массовое распространение заведомо экстремистских материалов». Тогда правоведы-чекисты удивились двум вещам: что значит «массовое» и как понимать слово «заведомо»? Главный советник ГПУ Валентин Михайлов дал понять, что каждый раз понимание этих определений будет устанавливаться решениями судов по конкретным делам. Однако в обновленной редакции, которую депутаты сегодня и утвердят, формулировка этой статьи КоАП подправлена. Теперь караться будет «массовое распространение», но только таких материалов, которые по суду признаны экстремистскими и включены в официально опубликованный список. Таким образом, в этой части предполагаемый к открытию в ходе осенней избирательной кампании фронт борьбы с экстремизмом все-таки сузился.

Так что попавшимся, предположим, на раскидывании газеты «Лимонка» гражданам будет грозить штраф в размере от 1 до 3 тыс. руб. Кроме того, в течение года они не смогут баллотироваться даже в депутаты сельсовета. Руководители же типографии, где такую газету посмеют напечатать, – должны будут заплатить от 2 до 5 тыс., ну а с юридических лиц срежут от 50 до 100 тыс. Кроме того, их деятельность может быть приостановлена на срок до трех месяцев. Естественно, в каждом случае вся экстремистская продукция и оборудование, с помощью которого она делалась, хранилась и распространялась, могут быть конфискованы.

А вот статья за публичное оправдание экстремизма из окончательного варианта закона все-таки оказалась удалена. Но и без того, как, например, считает депутат из фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков, данные изменения законодательства возвращают Россию во времена СССР, когда людей наказывали именно по идеологическим причинам. Гудков уверен, что разрешение прослушивать подозреваемых даже в незначительных преступлениях способно привести к тому, что слушать начнут чуть ли не всех россиян. Особенно жестко он раскритиковал наличие в законе абстрактных формулировок. К примеру, термин «социальная группа», определения которому нигде не сыскать, но ведь за разжигание вражды против какой-либо из них можно будет получить от 3 до 7 лет. «Мы фактически хотим вернуться во времена СССР, к спискам идейно вредной и идейно ущербной литературы», – заявил Гудков, заметив, что дело идет к правосудию, «основанному на принципах политической целесообразности». Поскольку скоро в стране «будет создан банк данных с перечнем экстремистских публикаций и произведений».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2705
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3379
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3827
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2919

Другие новости