Партнерство НАТО и России может ограничиться только рукопожатиями.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Указ, как сообщил собеседник «НГ», может быть обнародован на этой неделе, накануне встречи Владимира Путина с Джорджем Бушем в родовом имении американского президента в Кеннебанкпорте, штат Мэн, или через неделю, после окончания этой встречи. Над решением этого вопроса сейчас размышляют в Кремле. Когда политически выгоднее это сделать – лететь в США с открытыми картами и уже готовым решением или подождать результатов переговоров между руководителями двух государств? В сути этих результатов никто в кремлевских верхах, по-видимому, не сомневается. Стороны останутся при своем мнении. И по поводу стратегической ПРО в Европе, и по поводу ратификации адаптированного ДОВСЕ.
Но пока указ не обнародован, военные инспекции стран НАТО на территории России прекращены, что называется, явочным порядком. До чрезвычайного совещания членов Договора об обычных вооруженных силах, собранного Россией 11–15 июня в Вене, такие инспекции еще принимались. Несмотря на предложение Владимира Путина, которое он высказал в обращении к Федеральному собранию 26 апреля, «объявить мораторий на исполнение Россией этого договора. Во всяком случае до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его». После венской конференции, которая, как известно, закончилась ничем – западные страны отказались прислушаться к озабоченностям Москвы, они стали нон грата. Двум военным делегациям из Венгрии и Болгарии было отказано в посещении российских воинских частей.
Правда, сделано это пока «под благовидным предлогом» – форс-мажорной неготовности этих частей к приему зарубежных военных делегаций. Что, безусловно, является неким нарушением положений Договора об ОВСЕ. Как сказал собеседник «НГ» в Главном управлении международного военного сотрудничества Минобороны РФ, «они – люди взрослые, должны понимать, что к чему».
Отказ США и западных стран прислушаться к озабоченностям России по поводу кризиса с ратификацией адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, который не вступил в силу ни в одной из стран НАТО, давно раздражает Москву. Это раздражение, хотя и выраженное в дипломатических выражениях, ярко проявилось на венской чрезвычайной конференции. Там Россия выдвинула своим партнерам ряд требований. А именно – провести ратификацию адаптированного договора до 1 июля 2008 года, начать сокращение военного потенциала стран НАТО в качестве компенсации за приобретенный дополнительный потенциал, полученный в ходе присоединения к альянсу новых государств, входивших ранее в Варшавский договор, а также присоединение к ДОВСЕ Литвы, Латвии и Эстонии. Таким образом можно было бы ликвидировать «серую зону», не подпадающую под военные инспекции. Кроме того, Москва предложила отменить фланговые ограничения на размещение войск и вооружений на территории России, продолжить переговоры о модернизации адаптированного договора и разработать четкое юридическое понимание термина «существенные боевые силы».
Отсутствие общего понимания этого термина приводит к тому, что, к примеру, США размещают на территории Румынии и Болгарии по пять тысяч своих военнослужащих со штатной техникой и вооружением, а в НАТО считают эти контингенты не подпадающими под термин «существенные боевые силы». С другой стороны, 900 военнослужащих Российской Федерации, охраняющих склады с боеприпасами в селе Колбасно Приднестровья, вооруженных только автоматами и пулеметами, как сказал «НГ» постоянный представитель России в НАТО Константин Тоцкий, вызывают в Брюсселе стойкое неудовольствие и постоянные напоминания о необходимости их вывода оттуда, так как на их присутствие нет «согласия государства».
США и НАТО не хотят ждать. Они, ссылаясь на Стамбульские договоренности 1999 года, требуют вывести российские войска незамедлительно и, более того, изменить формат миротворческой миссии в Приднестровье. Игнорируя при этом не только мнение населения республики, но и Соглашение между Россией и Молдавией от 21 июля 1992 года о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта, подписанного президентами двух стран.
На ультиматум Брюсселя Москва выдвинула свой ультиматум: если до 1 июля 2008 года адаптированный ДОВСЕ не будет ратифицирован, Россия выйдет из него. А пока, чтобы никто не думал, что в Кремле бросают слова на ветер, она приостановит свое участие в нем. И хотя такого понятия, как мораторий, нет в тексте ДОВСЕ, указ президента, ссылаясь на непреодолимые обстоятельства, объявит о временном прекращении приема на территории России зарубежных военных инспекций, а также о прекращении информирования партнеров по ДОВСЕ о перемещениях воинских подразделений и боевой техники по европейской территории страны.
Конечно, с юридической точки зрения приостановление участия России в ДОВСЕ должно быть обсуждено на заседании парламента, оформлено в виде закона, который должен пройти Совет Федерации, и только после этого он может быть подписан президентом. Но предложение Владимира Путина в ходе его обращения к Федеральному собранию об объявлении моратория на выполнение требований ДОВСЕ вызвало аплодисменты присутствовавших, которые президент посчитал за одобрение своих слов. И, как говорят военные, этих аплодисментов и отказа НАТО согласиться с требованиями Москвы достаточно, чтобы такой указ появился. В случае полного выхода России из договора, если это все-таки потребуется, такой закон обязательно будет.