Саммит Россия–ЕС, который состоится 17–18 мая в Самаре, рискует оказаться в тени незначительной акции российской оппозиции. Добившись благодаря заступничеству Запада разрешения на проведение «Марша несогласных», его организаторы надеются собрать около тысячи человек. Тем временем власти сосредоточились на тактике запугивания населения города. Масштаб приготовлений к отпору непримиримой оппозиции уже сегодня превосходит предсаммитовские охранительные мероприятия.
Буря и натиск
Попытка силовыми методами запретить «Марш несогласных» провалилась. Напомним: жертвами первой волны репрессий стали его непосредственные организаторы. Один из них – нацбол Илья Гурьев, принимавший участие в захвате приемной администрации президента РФ в 2004 году, – был отправлен в тюрьму. Другого организатора – Михаила Гангана – посадили под домашний арест. В офисах организаций, заступившихся за активистов «Другой России», были проведены обыски. Подобная участь постигла правозащитную организацию «Голос» и Общественно-политический центр Самары. Проверкам подверглись несколько типографий города, которых заподозрили в изготовлении агитационных материалов. Позже были задержаны журналисты федеральных СМИ, приехавшие брать интервью у организаторов «Марша». Милиция не обошла вниманием и самарские средства массовой информации – обыски прошли в редакции «Новой газеты», а также информационном агентстве «Волгаинформ».
В итоге власти добились прямо противоположного эффекта – события в российской глубинке вызвали крайне негативную реакцию со стороны Запада. На недопустимость силовых методов указала канцлер Германии Ангела Меркель. Сразу после этого заявления мэр Самары Виктор Тархов сменил гнев на милость – несогласным выдали разрешение на проведение акции 18 мая.
Проиграв информационную войну, самарская администрация несколько изменила тактику. Плановое давление на руководство и активистов «Другой России» было продолжено, однако в меньших масштабах. 12 мая четверых активистов «Другой России» задержали во время расклейки листовок. В тот же день стало известно, что одного из активных участников прошлых «Маршей несогласных» Станислава Сосина отчислили из Димитровградского технологического института. 14 мая в Самаре была похищена активистка «Авангарда красной молодежи» студентка Вероника Виноградова. Всего в Самаре задержали около 20 сторонников «Другой России», распространявших агитматериалы. Ситуация, если так можно сказать, стабилизировалась. «В день задерживается примерно пять человек, некоторые – по несколько раз в день, – рассказал корреспонденту «НГ» представитель «Другой России». – Нам очень тяжело вести организационную работу, люди все время под надзором, даже у их подъездов дежурят».
Фестивалем по маршу
Между тем в оставшиеся дни власти сосредоточились на психологическом давлении на жителей Самары. «Марши ведь состоят из населения, а не активистов, – пояснила корреспонденту «НГ» одна из организаторов акции Марина Литвинович. – Активистов будет от силы 30–40 человек, поэтому наша главная цель – собрать около тысячи человек, чтобы граждане присоединились к «Маршу». Именно этому всеми средствами препятствует администрация Самары – силами охранников правопорядка. Агитаторам «Другой России» не дают распространять листовки и газеты. По городу ползут слухи о том, что у одного из активистов была обнаружена граната. Очевидно, что в таких условиях несогласным трудно рассчитывать на многочисленность акции. Более того, у российской оппозиции неожиданно появились конкуренты. Как сообщили региональные СМИ, 18 мая на площади Куйбышева в Самаре пройдет рок-фестиваль, организованный молодежным движением «Новые люди». Активисты этого движения планируют также устроить пикеты у гостиниц, где будут проживать прибывшие на саммит западные журналисты.
Вчера организаторы «Марша несогласных» предпочитали не говорить о том, что он может повлиять на итоги саммита Россия–ЕС. «Не стоит жестко увязывать эти два события, – отметил исполнительный директор Объединенного гражданского фронта Денис Билунов. – Это мероприятие, направленное на дела внутренние». Между тем, по словам Литвинович, «каждый день немецкое посольство оперативно передает информацию в аппарат Ангелы Меркель, которая хочет быть в курсе всех репрессий, имеющих место в Самаре».