Наина Ельцина простилась вчера с любимым мужем, с которым она прожила почти полвека.
Фото Reuters
Вчера почти вся российская политическая элита собралась в храме Христа Спасителя, чтобы проститься с Борисом Ельциным. Депутаты, сенаторы и министры должны были собраться в Кремле для оглашения Послания к Федеральному собранию. Но первый президент России даже своей смертью изменил ход событий российской истории – Владимир Путин был вынужден перенести свое последнее Послание. Сегодня он начнет свое обращение к политической элите словами в память первого президента России.
Еще утром попрощаться с Ельциным пришли Александр Руцкой, Михаил Касьянов, Петр Авен, Михаил Фридман, Геннадий Бурбулис. Не мог сдержать слезы Егор Гайдар.
Около полудня, когда я подошла к храму, длинная очередь тянулась еще до самой набережной. Проститься с первым президентом люди уже не успевали. Во вторник вечером эта очередь была короче – за ночь город словно осознал, что произошло.
После полудня в храме стали постепенно собираться представители политической элиты России. Через VIP-вход появился владелец «Интерроса» Владимир Потанин, в общем людском потоке шли глава Экспертного управления Кремля Аркадий Дворкович, президент ВТБ-24 Михаил Задорнов, глава Сбербанка Андрей Казьмин.
Высокопоставленных гостей встречал глава протокола Ельцина Владимир Шевченко. Он проработал с ним почти двадцать лет и был все последние дни, а теперь провожал своего шефа и друга в последний путь. Внешне этот человек казался удивительно спокойным – по его лицу нельзя было догадаться, какую боль он переживал внутри. Он подошел к стоящим в стороне бывшему главе администрации Бориса Ельцина Валентину Юмашеву и министру по чрезвычайным ситуациям Сергею Шойгу и что-то обсуждал с ними.
В половине первого доступ в храм для простых людей закрыли. В этот момент к накрытому триколором гробу подошли супруга первого президента и его дочери. Несколько минут они стояли рядом с мужем и отцом. Тем временем через VIP-вход потянулась длинная процессия сенаторов, губернаторов, депутатов, министров. Никто не разговаривал друг с другом, лишь обменивались рукопожатиями. Кто-то, как, например, Егор Строев и Эдуард Россель, подходил выразить соболезнования семье – Наине Ельциной, дочерям Елене и Татьяне, Валентину Юмашеву и Валерию Окулову.
Проститься с первым президентом России пришли те, кто работал вместе с Ельциным, – Евгений Ясин и Анатолий Чубайс, бывшие главы кремлевской администрации Александр Волошин и Николай Бордюжа, бывшие пресс-секретари Вячеслав Костиков и Сергей Ястржембский. Выразили соболезнования семье бывшие премьеры Сергей Степашин и Виктор Черномырдин. Они с трудом сдерживали слезы. В храме был и бывший народный депутат Аркадий Мурашев, с которым Ельцин в конце 80-х начинал свой путь в большую политику.
Наконец, все приделы храма Христа Спасителя заполнились. Здесь стояли люди, которых Ельцин возводил на самые вершины политического олимпа и ниспровергал с них. Здесь были те, чья карьера депутата, сенатора, министра или президента была бы немыслима без первого президента России, однажды повернувшего страну на путь демократического развития. Я не спрашивала этих людей, что они чувствуют, слишком неуместным мне казался сейчас этот вопрос. В какой-то момент у меня появилось ощущение, что здесь, в храме, на церемонию прощания с первым президентом России собралась одна большая семья, в которой нет разделения на фракции, партии и группировки. Я подумала, что «дедушка» – а именно так ласково называют Ельцина – был бы доволен.
Постепенно стали прибывать иностранные гости. Первым из экс-глав государств к семье подошел бывший президент Украины Леонид Кучма. Мимо меня, тяжело хромая, прошел Джордж Буш-старший. Было видно, что этому человеку нелегко дался перелет через Атлантику, но он не мог не проститься с Ельциным. Рядом с ним шли Билл Клинтон и Джон Мейджор. Клинтон как-то очень по-сыновнему обнял Наину Ельцину. Владимир Шевченко привычным жестом показал иностранным гостям, куда можно встать – за гробом напротив алтаря.
Отпевание не начиналось, словно ждали кого-то. Вскоре от алтарной части к семье прошли лидеры СНГ – Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев, Александр Лукашенко, Виктор Янукович... Было что-то очень символичное в том, что они выходили вот так, все вместе, – словно на несколько секунд восстановилось единство той страны, в развале которой обвиняют Ельцина его противники.
В храме Христа Спасителя горели пасхальные свечи, а над алтарем алела надпись: «Христос Воскресе!». Всем раздали красные свечи. Вокруг гроба стали представители Священного Синода в белых одеждах. «Прошу Христа Спасителя – да упокоит душу новопреставленного раба своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память», – зачитал старейший член Священного Синода Ювеналий обращение Патриарха Алексия II. Начиналось отпевание, которое продолжалось более часа. Впервые за последние 113 лет главу государства провожали в последний путь по христианскому обряду. Величественные песнопения словно подводили черту под большой эпохой в истории страны.
Когда я уходила из храма, около него еще стояли простые люди. Они хотели попрощаться с первым президентом России. Я услышала, как какой-то мужчина лет 50 обратился к другому: «Ты помнишь, как в 1991-м на баррикадах...». Ельцин олицетворял для них Россию, которую они защитили тогда от реставрации коммунистической диктатуры.