0
1132
Газета Политика Интернет-версия

17.04.2007 00:00:00

Когда же наступит «Юрьев день»?

Александр Кынев

Об авторе: Александр Кынев - руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики.

Тэги: выборы, партии


Последние региональные выборы показали, как в реальности работают последние новации, включенные в избирательное законодательство большинством Госдумы. Анализ свидетельствует: их внедрение привело к появлению новых механизмов манипулирования выборным процессом, отдельными кандидатами и целыми партиями.

Так, норма, запрещающая депутату вступать в иную партию, кроме той, которая его выдвигала, не содержит оговорки, что это не распространяется на партии, прекратившие свое существование. Как следствие – парадоксальная ситуация. Из 36 партий, существовавших на начало 2006 года, сейчас осталось лишь 17, и в ближайшее время их число сократится за счет охвативших партии объединительных процессов. При этом депутаты, избранные, к примеру, от Партии пенсионеров, Партии жизни, «Свободы и народовластия», лишены права входить в иные политструктуры. В итоге – «мертвые души» наоборот: живые люди объявлены «крепостными» несуществующих организаций. Хотя единороссы придумывали это для того, чтобы воспрепятствовать вероятному дроблению и уходу групп своей внутрипартийной оппозиции в «свободное плавание». Последствием оказалась патовая ситуация: в региональных Заксах, по сути, введен запрет на развитие новых политпроектов (что абсурдно так же, как запрет на эволюцию).

Еще более абсурдной аналогией с крепостным правом оказывается реализация норм, запрещающих партиям выдвигать на выборах членов других партий. Здесь ключевой проблемой является фиксирование момента выхода члена из партии. Что считать точкой отсчета – момент написания заявления или время, когда партия дала согласие на исключение? Закон исходит из второй позиции, что уже ведет к случаям «насильственного» удержания человека в партии. Стали возникать даже ироничные предложения объявлять для членов партий «Юрьев день», когда они смогут свободно из них выходить.

Так, в Московской области «Свободная Россия» проигнорировала заявление депутата Мособлдумы Ю.Тебина о переходе в СПС и, таким образом, лишила его права баллотироваться (Тебина из списка исключили). Своего списка при этом свободороссы не выдвинули, предпочитая роль «собаки на сене».

Риск, что партийная бюрократия в своих интересах может скрыть документы о выходе своего члена из партии, а затем воспрепятствовать его выдвижению от другой, вполне реален. Так, в Санкт-Петербурге при регистрации списка эсэров из него был исключен Владислав Бакулин. Горизбирком решил, что он состоит в ЕР. По словам Бакулина, еще год назад он написал целых три заявления о выходе из партии. Единороссы утверждали обратное. В ситуации одного словесного свидетельства против другого комиссия встала на сторону ЕР. Бакулина в списке СР восстановил суд. В том же Питере из списка «Патриотов России» был исключен Сергей Пашков, которого избирком признал состоящим в КПРФ. Питерские эсэры утверждали, что 17 человек из списка «Патриотов» состоят в их партии (бывшие члены «Родины», в одностороннем порядке объявившие о выходе из нее после преобразования в СР). Спас бывших родинцев факт их публичного заявления о намерениях. Опыт СПС в Псковской области, кандидаты которого были признанны членами СЕПРа, оказался менее удачным: список правых утратил необходимое число подгрупп и не был зарегистрирован.

Шестерых бывших родинцев в Московской области спасла настойчивость. Облизбирком исключил их из списка семигинцев: эсэры представили в комиссию копии заявлений этих кандидатов о вступлении в «Родину». В ответ «Патриоты» предъявили копии заявления о выходе из эсэров, а также справки с почты и показания свидетелей о том, что их заявления ушли по месту назначения. МОИК же представил заявления об их вступлении в СР с более поздними датами. Тогда «Патриоты» применили последний аргумент: по уставу СР, человек, вступивший в другую партию, автоматически из нее выбывает.

Такая позиция выглядит вполне логично. Адекватный механизм установления факта партийного членства в стране отсутствует. Да его и не может быть в принципе – для этого нужно, чтобы всех принимаемых или выбывающих из партий граждан ежедневно оперативно вносили в некую единую базу типа пенсионной. Что крайне затратно и утопично: тогда либо партии должны ежедневно носить справки об изменении своего состава в ФРС, либо Росрегистрация сама займется тотальной системой учета. При этом партии – общественные объединения граждан, право на свободу которых гарантировано Конституцией. А подобная система сделает партии частью госаппарата.

На круглом столе по итогам весенних выборов председатель комитета ГД по делам общественных объединений единоросс Сергей Попов дал понять: никаких изменений к лучшему ожидать не стоит. И надеяться, что нынешнее думское большинство само отменит эти абсурдистские положения закона, не приходится. Готовы ли биться (пока еще не поздно) за свои права в судах партии, уже пострадавшие от подобных манипуляций, покажет ближайшее время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Евгения Добровольская ушла из жизни, отметив юбилей

Елизавета Авдошина

Народной артистке России было 60 лет

0
2707
От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

От иностранных агентов очистят соцсети и видеоигры

Иван Родин

Задачей Госдумы становится законодательная блокировка "деструктива" в интернете

0
3380
Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Каркас страны укрепят опорные населенные пункты

Ольга Соловьева

В новой Стратегии пространственного развития РФ малым городам и селам обещаны стимулы для экономического роста

0
3828
Государство взвалило пробацию на НКО

Государство взвалило пробацию на НКО

Екатерина Трифонова

Ресоциализацию экс-заключенных одни общественные организации не вытянут

0
2920

Другие новости