Бориса Грызлова и Сергея Чемезова объединяет не только общая партия, но и общее дело.
Коллаж Екатерины Саратовой
Думский комитет по обороне подготовил законопроект, призванный помочь «Рособоронэкспорту» решить сразу несколько важных проблем. Зампред комитета Михаил Бабич (фракция «Единая Россия») решил наделить ведомство Сергея Чемезова законным правом пользоваться в своей деятельности зарубежными счетами российских посольств и других загранучреждений. Одновременно Бабич предлагает освободить от НДС все без исключения бартерные сделки оружейного монополиста. Обе инициативы серьезно укрепят положение оружейного гиганта, глава которого, напомним, является членом высшего совета ЕР, а недавно возглавил крупную общественную организацию (см. справку).
Враг не дремлет!
Комитет нижней палаты по бюджету уже получил в работу и законопроект об изменении закона о валютном регулировании и контроле, и соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Внешне закон не нарушен – речь в документе идет не только о «Рособоронэкспорте». Однако на Охотном Ряду никто не сомневается в том, что подлинными его авторами стали оборонщики. Этот факт никак не камуфлируется уже в пояснительной записке: «Целью законопроекта является создание правовой основы для финансирования представителей (представительств) федеральных органов исполнительной власти и организаций, в том числе государственного посредника ФГУП «Рособоронэкспорт», в иностранных государствах с использованием банковских счетов диппредставительств, консульств и иных официальных представительств РФ за рубежом».
Там же объясняется, что раньше через такие счета деньги проводились по спецразрешению Центробанка, но с 1 января 2007 года оно не просто перестало действовать, отмененной оказалась сама возможность его получить. Это «привело к остановке выполнения ФГУП «Рособоронэкспорт» текущих задач в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами». Речь идет, как можно понять, о примерно 40 сотрудниках государственного оружейного посредника, которым теперь невозможно перечислить и жалованье, и, главное, те деньги, которые нужны им непосредственно по службе. Законопроект, естественно, не объясняет, для чего они нужны, но понятно, что при работе в странах Азии, Африки и Латинской Америки определенные свободные суммы просто необходимы.
В пояснительной записке откровенно указывается, почему это ведомство не хочет пользоваться счетами в обычных коммерческих банках. Дело в том, что Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» запрещает всем госструктурам использовать счета посольств для оплаты расходов своих сотрудников. Его и предлагается изменить, ведь сотрудники «Рособоронэкспорта» сидят в загранучреждениях РФ не просто так, а потому, что они участвуют «в реализации геополитических интересов РФ». Их деятельность связана и «со спецификой решаемых представителями (представительствами) государственного посредника в области военно-технического сотрудничества задач», и «с конфиденциальностью деятельности в сфере ВТС, которая обеспечивается через посольства и торгпредства РФ и выражается, в частности, в необходимости защиты сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну».
Можно предположить, что стремление соблюсти конфиденциальность далеко не в последнюю очередь побудило «Рособоронэкспорт» инициировать законопроект. Источник «НГ» в оборонно-промышленном комплексе, пожелавший остаться неизвестным, согласен с тем, что это обстоятельство может стать одной из подоплек инициативы депутатов Госдумы: как правило, все основные валютные счета «Рособоронэкспорта» проходят через Банк оф Нью-Йорк, подконтрольный в последнее время администрации США. И часто российские оружейные контракты, проводки денег по ним, комиссионные тем или иным участникам сделки, другие конфиденциальные сведения оказываются на столе у высокопоставленных американских чиновников. Потом они становятся поводом для объявления санкций, выдвижения каких-либо спекулятивных претензий к России и ее государственным деятелям.
Для того чтобы уйти от подобной «прозрачности», «Рособоронэкспорт» и пытается перейти в своей внешнеэкономической деятельности на расчеты в европейской валюте. Но она не всегда устраивает партнеров российской компании, особенно из азиатских стран, у которых на счетах просто нет достаточного количества евро.
И если счета «Рособоронэкспорта» будут включены в расчеты российских диппредставительств за рубежом, это также поможет нашим экспортерам оружия сохранить конфиденциальность в такой чувствительной сфере внешнеэкономической деятельности, как торговля оружием и боевой техникой.
Куриный бартер
Ведомство Чемезова обещает, что «принятие данного законопроекта в 2007 году позволит госпосреднику активизировать свою деятельность по проведению маркетинговой политики на мировом рынке оружия, своевременно реагировать на изменения в конъюнктуре рынка продукции военного назначения, а также расширить географию поставок российских вооружения и военной техники, экспортируемых более чем в 60 стран мира, в которых работают представители ФГУП «Рособоронэкспорт».
Увеличение количества контрактов и поставок такой продукции – это хорошо, но у некоторых рынков есть своя специфика. «Привлекательность расчетов в натуральной форме обусловлена недостаточной платежеспособностью развивающихся стран, прежде всего Африканского региона, а также экономической целесообразностью для стран – импортеров российской продукции военного назначения расплачиваться за полученные товары производимой ими традиционной продукцией (текстиль, пальмовое масло и т.д.)», – говорится в пояснительной записке к проекту о поправках в Налоговый кодекс РФ, также представленных в Думу от имени запреда оборонного комитета Михаила Бабича. Если все это сырье, полученное «Рособоронэкспортом» по бартеру, продается также за рубежом, причем без ввоза на территорию нашей страны, то, уверен депутат, никакого НДС в казну и платить не надо. Проблема же заключается в том, что нулевая ставка НДС законно применяется тогда, когда такие бартерные товары ввозятся в РФ с соответствующим документальным подтверждением. Значит, «Рособоронэкспорту» надо либо нести значительные транспортные расходы для того, чтобы потом не платить НДС, либо платить этот налог с сумм, вырученных от продажи какой-нибудь кокосовой стружки. Но, видимо, легче оказалось добиться изменения законодательства. Предлагается установить, что и не ввозимое в страну бартерное сырье, предназначенное для реализации на внешних рынках, также не будет облагаться НДС в случае представления необходимых документов.
Два примера бартерных сделок приводятся в пояснительной записке к проекту, что, кстати, является еще одним указанием на подлинное авторство документа. Так, в 2003–2004 годах в Индонезию было поставлено военного имущества на 150 млн. долл. Расплата была произведена «пальмовым маслом и его компонентами», которые и были проданы за границей. Это, конечно, было случайным совпадением, но в России примерно в это же время через сети, ранее распространявшие «Гербалайф» и прочие сомнительные товары, тоже активно продавалось пальмовое масло. А сейчас, говорится в документе, «ведутся переговоры о заключении контракта на поставку военно-технического имущества в Королевство Таиланд». Расплата предполагается скоропортящимися продуктами – «встречная поставка на сумму 400 млн. долл. предусматривается товарами (курятина, рис, морепродукты), реализация которых планируется в третьих странах без ввоза на территорию Российской Федерации». Понятное дело, пока все это будешь возить туда-сюда, убытки составят огромную сумму, но ведь и уплата НДС отщипнет от прибыли изрядный кусок.
Российский союз машиностроителей
Как писала «НГ», глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов создает общественную организацию на базе Российского союза машиностроителей (РСМ). Учредительный съезд новой общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» должен состояться уже в ближайшее время. Напомним, что союз объединяет почти 80 крупнейших предприятий ВПК, корабле- и самолетостроения, а также Банк Москвы и ВТБ. Председателем РСМ является руководитель одного из дочерних предприятий «Рособоронэкспорта» – президент управляющей компании Группы «АвтоВАЗ» Владимир Артяков. Сам Чемезов возглавляет бюро РСМ – главный управляющий орган союза. Как пояснили «НГ» в РСМ, бюро – это коллегиальный, постоянно действующий орган, который избирается на общем собрании на 3 года.
Оборонщики всегда отличались стремлением к конфиденциальности. Плакат Виктора Корецкого |