0
1973
Газета Политика Интернет-версия

10.04.2007 00:00:00

Крестный ход или вечерний променад?

Станислав Минин.

Об авторе: Станислав Александрович Минин - обозреватель "НГ-религий".

Тэги: пасха, патриарх, лужков


Великое изобретение – телевидение! Если бы не ящик с голубым экраном, только счастливчики, получившие приглашение, могли бы рассказать, что происходит во время пасхальных богослужений в храме Христа Спасителя. Как пел хор, что говорил Патриарх, как держали свечи президент и премьер-министр, кто за кем стоял. А телекамера делает праздник ближе. Настолько ближе, что фактически предлагает телезрителю настоящую анатомию этого самого праздника.

Телетрансляции пасхальных богослужений из храма Христа Спасителя чем-то напоминают репортажи с футбольных матчей: на экране люди заняты какой-то рутинной, порой тяжелой работой, а комментатор пытается придать происходящему форму события. Или форму праздника. На экране группа людей совершает неспешный вечерний променад, мэр Москвы Юрий Лужков ведет вполне будничную беседу с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (интересно, о чем?). При этом в руках у московского мэра погасла свеча. А может, если бы не отвлекся на разговор, донес бы «свет Христов» до храма...

О празднике напоминают лишь свечи, хоругви, литургические облачения духовенства и сосредоточенные лица монахинь. И голос за кадром, повествующий о «торжественности крестного хода».

В Русской Православной Церкви (РПЦ) в последние годы нередко говорят о «коммерциализации» и «обмирщении» духа главных христианских праздников, будь то Рождество или Пасха. Однако обмирщение и коммерциализация – это не только пасхальные открытки, рассылаемые по электронной почте, или куличи с экзотической начинкой за 600–700 рублей на прилавках магазинов. Это и постные продукты с «визой» (благословением) Патриарха. Это и крестный ход, скорее напоминающий представление-хеппенинг, в которое «актеры»-священнослужители вовлекают «зрителей»-мирян, чем мистериальное действо, требующее исключительной серьезности и молитвенной сосредоточенности. Религия «понарошку» – это уже не религия. А крестный ход – это все-таки не прогулки по вечерней Москве, а часть пасхального богослужения, во время которого все, как священнослужители, так и миряне, поют пасхальный тропарь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех...»

Всю Страстную неделю пассажиров, поднимавшихся и спускавшихся по эскалаторам в Московском метрополитене, выводил из состояния задумчивости льющийся из динамиков бодрый голос: «В субботу, в 15.00, смотрите на «НТВ» трансляцию схождения Благодатного огня из Иерусалима!» А ведущий субботнего шоу «Минута славы» на Первом канале Гарик Мартиросян за полчаса до полуночи 7 апреля возгласил, поглядывая для верности в бумажку: «А сразу после нашей программы – прямая трансляция пасхального богослужения из храма Христа Спасителя!» Обычно так анонсируют свежие голливудские блокбастеры, которые телеканалы запускают в прайм-тайм после вечерних выпусков новостей. Сегодня даже празднование события, в котором, по сути, заключен смысл христианства, не обходится без современной, громкой и в чем-то агрессивной рекламы.

Алексий II, обращаясь к телезрителям в преддверии крестного хода, сообщил, что «Воскресение Христово уже отпраздновали на Дальнем Востоке и в Сибири». Как если бы Новый год «шагал по стране»! На глазах у простого россиянина, прильнувшего к экрану, происходит любопытный лексический синтез: вполне мирские поздравительные формулы переползают в язык иерархов Церкви. Налицо абсурд! Представьте себе, что житель Владивостока звонит в Москву и поздравляет родственников: «Христос воскресе!» А в ответ слышит: «А мы еще ждем!» Зачем вспоминать о часовых поясах, когда речь идет о воскресении Христа?! Состоявшемся однажды и уже на века!

По окончании трансляции из храма Христа Спасителя всегда задаешься вопросом: а на кого они рассчитаны? На «колеблющихся в вере», которым нужно показать, как дивно и красиво праздничное богослужение? Тогда это выстрел «в молоко»: скучающие лица чиновников со свечами, толчея прихожан в храме и толпа, двигающаяся вокруг церкви по продуваемой всеми ветрами площадке, скорее отпугнут «колеблющихся», чем привлекут. Праздничные телетрансляции – тот случай, когда установка РПЦ на использование современных средств массовой коммуникации для христианской проповеди просто не работает. Это не благовестие. Скорее – антипроповедь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Кубинская «Черная весна» не дает покоя Вашингтону

Сергей Никитин

США не оставляют попыток организации цветной революции на Острове свободы

0
356
В судах обновят офисное оборудование

В судах обновят офисное оборудование

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество надеется и на более современное делопроизводство

0
365
«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

Андрей Юрков

К 165-летию со дня рождения писателя-анималиста и одного из основателей пионерии Эрнеста Сетон-Томпсона

0
395
Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

Она была чудом. На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

«НГ-EL»

На 103-м году умерла Аза Тахо-Годи

0
421

Другие новости