До предстоящих выборов Кремль не будет инициировать объединительные процессы в российских регионах. Однако по завершении кампаний слияние территорий будет продолжено. Как рассказал источник «НГ» в Кремле, скорее всего первыми кандидатами на альянс станут Республика Алтай и Алтайский край, а также Архангельская область и Ненецкий автономный округ.
Смена приоритетов
Кремль иницировал 5 референдумов по слиянию регионов. За объединение в Пермский край 7 декабря 2003 года проголосовали жители Пермской области и Коми-Пермяцкого округа. 17 апреля 2005-го состоялся референдум по объединению Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского округов, 23 октября 2005-го – Камчатской области и Корякского АО, 16 апреля 2006-го – Иркутской области и Усть-Ордынского АО, 11 марта 2007-го – Читинской области и Агинского Бурятского АО. Все эти регионы представляли собой так называемые матрешки.
«Идеологом и движущей силой идеи укрупнения является президент», – говорит директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. По его словам, роль мотора в процессе укрупнения выполняет заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, а непосредственно за ход реформы отвечает глава кремлевской администрации Сергей Собянин.
Заметим, что изначально Кремль планировал радикальную реформу административно-территориального деления (см. «НГ» от 09.06.03). Речь шла не только о слиянии сложносоставных субъектов Федерации, но и ряда областей, например Псковской и Новгородской, а также объединения Москвы и Санкт-Петербурга с прилегающими областями. А спикер Совфеда Сергей Миронов даже называл цифру 40 – столько регионов должно остаться на карте России после завершения реформы. Однако на последней пресс-конференции Владимир Путин дал понять, что Кремль отказывается от радикальной реформы: «Нашей целью не является создание суперсубъектов Федерации, чрезмерное укрупнение регионов».
По мнению Минченко, стали очевидны не только плюсы слияния регионов, но и явные минусы. Среди них – излишняя централизация власти, грозящая в будущем обернуться появлением центробежных сил, а также усложнение процесса управления крупными регионами по сравнению с малыми. «Создание самодостаточных регионов-монстров способно в будущем угрожать национальной безопасности России», – резюмирует политолог. Что касается экономической целесообразности реформы, то, по мнению Минченко, для экономической интеграции границы роли не играют.
В режиме stand-by
Сейчас процесс укрупнения регионов затормозился. По словам источника, близкого к Кремлю, реформа АТД не рассматривается в качестве приоритетной задачи. Однако после выборов этот процесс может начаться вновь.
Источник «НГ» в Кремле заметил, что проведение объединительного референдума на Алтае изначально планировалось совместить с выборами в Госдуму. Но события решили не торопить. Одной из причин стало активное сопротивление коренного населения. В частности, Правление Курултая Республики Алтай обратилось к руководству страны с просьбой не объединять республику с Алтайским краем. В случае же проведения референдума, как пообещали депутаты, население «выскажется «против» абсолютным большинством». Решение о создании туристско-рекреационной и игорной зон на Алтае, по мнению экспертов, является своеобразной платой местным элитам за лояльность.
При слиянии Архангельской области и НАО новой власти также предстоит столкнуться с немалыми проблемами. «До этого, за исключением Красноярского края, объединение шло по модели «сильный регион – депрессивный округ». Но ни разу не объединялись сильный автономный округ-донор и депрессивная область. Такая попытка в Тюменской области захлебнулась, не начавшись», – говорит генеральный директор «Профи-групп» Екатерина Курбангалеева. По ее мнению, объединение не очень обоснованно – с областью НАО связывает только воздушный путь, там даже нет автомобильных дорог. Географически и экономически округ скорее ближе к Республике Коми. «Пытаются свести двух далеких соседей, которые почему-то оказались в одном доме», – иронизирует политолог.
Сейчас НАО пытаются принудить к объединению чисто экономическими методами. Между Архангельской областью и округом действует договор о разграничении полномочий. В нем установлена верхняя граница: если налоговые поступления в бюджет НАО эту границу превышают, тогда округ в дополнение к существующим платежам перечисляет области еще 70%.
Если объединение регионов после 2008-го и будет идти, то очень вяло, считает Курбангалеева. «Те люди, которые претендуют на пост преемника, не имеют никаких ясных представлений, что делать с субъектами, – соглашается гендиректор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский. – Уничтожение «матрешек» уже практически завершилось. Остались только Архангельская и Тюменская области. Но это самые сложные случаи. Разбираться же с вполне состоявшимися субъектами, в каждом из которых есть свои элиты со своими интересами, себе дороже». А Минченко считает, что решать проблему Тюмени нужно не путем слияния Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с областью, а путем их выделения в самостоятельные субъекты.