Сегодня будет объявлено о назначении руководителем Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия Бориса Боярскова, возглавлявшего Росохранкультуру. На этот счет, сообщили вчера информагентства, уже есть распоряжение премьера.
Напомним: указ о слиянии Росохранкультуры и Россвязьнадзора был подписан Владимиром Путиным 12 марта. Документ преобразовал Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуру) и Федеральную службу по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) в единый орган.
Секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов уверен, что произошедшие изменения – во благо отрасли, независимость которой будет зависеть и от «положения об этом органе, и не в последнюю очередь от людей, которые будут его возглавлять, а также от политической ситуации в стране». Сегодняшняя ситуация внушает Федотову оптимизм – он считает, что вопрос назрел. Личность Боярскова кажется ему вполне подходящей.
Похоже, президентский указ о слиянии ведомств, опубликованный 12 марта, стал неожиданностью для его свеженазначенного руководителя. В Росохранкультуре в тот день под руководством Боярского проходило заседание рабочей группы, посвященное как раз выработке концепции создания единого государственного регулирующего органа в сфере теле-, радиовещания. «К маю, – сообщил корреспонденту «НГ» Федотов, участвовавший в работе совещания, – мы должны были бы разработать какие-то рекомендации по этому вопросу, то есть как раз шло довольно бурное обсуждение, потому что у этой идеи есть и противники, и сторонники».
Напомним: идея единого органа была заложена еще в законе «О СМИ» в 1991 году – там появилась статья, касающаяся Федеральной комиссии по теле-, радиовещанию. Предполагалось, что она будет формироваться на политическом уровне и принимать общественно необходимые решения в отношении распределения теле-, радиочастот. «К сожалению, – сетует Федотов, – в 2004 году, с появлением знаменитого 122-го закона, эту статью из закона «О СМИ» выкинули. Сейчас, когда была создана комиссия под председательством Медведева по развитию теле-, радиовещания, снова возник этот вопрос: не стоит ли отказаться от существующей сегодня раздробленности?»
Что дает объединение? Если сегодня на одну и ту же радиочастоту Россвязьнадзор выдает лицензии оператору связи, а Росохранкультура – вещателю, объединенное ведомство должно выдавать и объединенную лицензию. Противники идеи утверждают, что лицензии должны выдаваться связистами связистам же. По их мнению, такой порядок является более рыночным, поскольку оператор связи сможет более рационально распорядиться полученным ресурсом и разместить у себя выгодные ему каналы или радиостанции. А на самом деле это будет просто монополизм связистов.
Сторонники проекта уверены: сугубо государственный орган может быть независимым. Однако практика сегодня такова, что независимость отечественных госучреждений весьма сомнительна. Можно ли всерьез рассуждать о независимости, к примеру, Центризбиркома или судов? Это понимает и Федотов – смысл реформы может быть опрокинут порочной практикой: «как в старом анекдоте – делаем швейную машинку, а получаем автомат Калашникова. Так и здесь: из любого органа можно сделать цензуру...»