Во вторник вечером Папа Римский Бенедикт XVI принял в своей резиденции президента России Владимира Путина. Корреспондентам только двух российских газет, «Коммерсанта» и «Независимой», удалось попасть в святая святых Ватикана – папские покои. А когда глава России покинул дворец, Бенедикт XVI пожал руки журналистам.
В интерьере Ренессанса
Папские покои находятся на втором этаже апостольского дворца. Мы прошли туда через внутренний дворик Сан Домазо. Никаких мер безопасности и требований выключить мобильный телефон или тем более попыток его отобрать со стороны служителей Ватикана не предпринималось. Меня только попросили убрать фотоаппарат – на моем бедже было написано, что я должна писать, а не фотографировать. Я также не услышала традиционную для православных храмов просьбу покрыть голову, иногда, кстати, дополняемую настойчивым пожеланием надеть балахон, напоминающий юбку. «Вы все-таки на работе. Вы можете покрыть голову, но только если хотите», – объяснила мне на хорошем английском сотрудник пресс-службы Святого престола сестра Джордана. Эта пожилая итальянка работает здесь уже 10 лет.
Мы ждали президента и сопровождающих его лиц в зале Сант-Амброджио. На самом деле в библиотеку, где, согласно протоколу Ватикана, Бенедикт XVI должен был принимать Владимира Путина, есть гораздо более короткий путь. Но российскую делегацию вели через 11 залов и комнат, украшенных шедеврами Рафаэля, Дюрера, Эль Греко и других мастеров. В 18.05 по местному времени мы услышали шаги по коридору. Я с облегчением вздохнула – президент России на этот раз изменил своей привычке опаздывать. Во главе процессии шла римская знать, так называемые папские носильщики и, конечно, кардиналы Ватикана. Когда процессия миновала журналистов, российские официальные лица не могли скрыть чувства глубокого удовлетворения┘ не от фресок Рафаэля, а от наших строгих костюмов, в которых не было места даже элементам вполне допустимого в Кремле стиля casual.
Папа энергично вышел из Библиотеки в комнату Петра и Павла приветствовать президента. На нем была красная накидка, отороченная белым мехом. Путин и Бенедикт приветствовали друг друга на немецком языке. Они пожали друг другу руки и обернулись с дежурными улыбками к немногочисленным фотографам – традиционный жест всех политиков по отношению к прессе.
Через подсобный коридор нас провели к другому входу в библиотеку. Президент и Бенедикт XVI как раз сели за рабочий стол. Папа – на своем хозяйском месте, откинувшись на спинку кресла. Путин – на месте посетителя, слегка подавшись вперед. Количество книг в помещении общей площадью примерно 100 кв. метров явно не соответствовало его названию. Но потрясали огромные картины – «Воскрешение» Перуджино, «Распятие» Джотто и «Virgin Mary на троне» Антониаззо Романо. Рабочий стол Бенедикта ХVI был девственно чист. Похоже, святой отец не только не читает в библиотеке книг, но и не работает с документами. Кажется, такой же был стол у российского президента, когда он работал в питерской мэрии.
Мы ждали окончания аудиенции в маленьком подсобном помещении. Через пару минут после ее начала из библиотеки вышел молодой человек в одежде католического священника. Манерами и внешностью он напоминал скорее американского yappi. Он так же естественно смотрелся бы в костюме от Brioni. Сестра Джованна шепнула мне, что это личный секретарь Папы. А еще через пару минут сестра на подносе вынесла маленькие сверточки с лежащими в них четками с серебряными крестиками. «Это подарок от Папы», – торжественно произнесла сестра. Она еще торжественнее сообщила, что нам будет оказана огромная честь – каждый журналист сможет подойти к Папе Римскому.
Пришлось подождать минут 25 – ровно столько продолжалась аудиенция, прежде чем нас снова пустили в библиотеку. Началась церемония представления делегаций. Российские официальные лица по очереди подходили к Бенедикту XVI. Руки Понтифика никто не целовал, только пожимали. Во время аудиенции у Иоанна Павла II три с половиной года назад руку Понтифика целовал только Герман Греф.
«Я понимаю, это шок»
В какой-то момент я поняла, что Путин привел сюда тех, с кем рука об руку работал в Кремле все прошедшие годы и кто сопровождал его во всех поездках по стране и миру: помощник по международным вопросам Сергей Приходько, пресс-секретарь Алексей Громов, начальник протокола Игорь Щеголев, руководитель службы безопасности президента Виктор Золотов, личный адъютант президента Олег Климентьев, начальник Управления протокола Марина Ентальцева, глава пресс-службы Кремля Наталья Тимакова. Не из кремлевских был только глава МИДа Сергей Лавров. Министра юстиции Владимира Устинова, также прилетевшего с президентом, в Ватикане не было.
Президент и Папа обменялись подарками. Подарки лежали на специальном столике. Два тома католической энциклопедии на русском языке, которого Бенедикт XVI не знает, и икона Святого Николая – с нашей стороны. Гравюра работы немецких мастеров XVII века с изображением Ватикана – со стороны Святого престола. Словно проверяя качество лакокрасочного покрытия, Папа погладил икону.
Когда делегация покинула Библиотеку, журналисты стали по очереди подходить к Бенедикту XVI. Настала моя очередь подойти к Понтифику. Я пожала протянутую мне руку. Она была не холодная и не теплая. В момент рукопожатия я вновь посмотрела в глаза Бенедикту XVI┘ Можно было ожидать, что от преемника Иоанна Павла II должны исходить сверхъестественная энергия и благодать. Ничего этого не было. Бенедикт XVI посмотрел на меня холодным взглядом официального лица. Но, может быть, это были только мои субъективные ощущения.
«Ну как это – пожать руку Папы?» – спросил меня итальянский коллега, когда мы покинули Библиотеку. Я искала ответ, который был бы одновременно и тактичен, и правдив. Но так и не смогла найти. «Я понимаю, это шок», – резюмировал итальянский журналист. Я промолчала.
Ватикан