Единороссы поработали на славу.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Последняя перед выборами в Госдуму избирательная кампания подходит к концу. Битва за места в региональных парламентах заставила осваивать новые для себя технологии не только оппозицию, но и привыкших рассчитывать на паровозов-губернаторов и их административный ресурс единороссов. А «Справедливая Россия» успешно перенимает методы главного соперника.
И кнутом, и пряником
Хотя единороссы и изобретают новые подходы к сердцу избирателя, но все они давно известны: печать, встречи с избирателями, открытие под маркой ЕР социально значимых объектов, выстроенных на деньги местных бюджетов, и т.д.
Политтехнологи уверены: успех гонки зависит не от разнообразия агитации и активности пиарщиков, а от организации и слаженности хода всей кампании. Внимания требует контроль процесса регистрации конкурентов – на начальном этапе, и подсчета голосов – в самом конце. Нередки случаи, когда за партию власти агитируют сами избиркомы. И довольно грубо: например, обнаружилось, что «по итогам жеребьевки» ЕР оказалась № 1 в бюллетенях в восьми из 11 регионов.
Дело в том, что с пропагандой реальных дел, которые партия подняла на щит агитационной кампании, произошла заминка. Особенно заметная в проблемных для ЕР регионах: там, где административный ресурс оказался в руках конкурентов, как, например, в Ставрополе и Самаре, или же там, где участие губернаторов в кампании партии связано для нее с негативом – в Псковской и Орловской областях. Сами единороссы не раз критиковали руководителей региональных кампаний за неповоротливость и безграмотную организацию. В Самаре, например, этим воспользовались эсэры и напротив щита ЕР, обещающего бюджетникам 20-тысячные зарплаты, а пенсионерам – 15-тысячные пенсии, выставили свой плакат – с изображением кулака и призывом «Хватит врать!». А в Вологде единороссы, чтобы перехватить инициативу у эсэров, принялись проводить акции на тех же местах, где совсем недавно с избирателями общались кандидаты от «Справедливой России».
Есть и более оригинальные идеи. В Ленинградской области получила хождение агитка ЕР. На «передовице» листовки – семейство медведей. Взрослые особи наставляют молодежь, объясняя, что «власть – это когда все делаешь за людей, и даже зимой». Рядом размещена «ЕРазбука» – «словарь от «Единой России», составленный из знакомых и важных для всех слов»: «вЕРа», «сЕРдце», а также «чЕРвонец» и «шЕРсть». Это далеко не первый опыт в освоении партией власти «дружественного» политического пиара. В Челябинской области появился детский журнал «Единоросик». Политтехнологи считают, что для «Единой России», которую нередко обвиняют в нечистоплотности в предвыборный период, освоение новой технологии может быть эффективным. По мнению сотрудницы центра «Пропаганда» Ирины Цуриной, доля развлекательной агитации в общей массе предвыборного пиара будет возрастать: «детские книжки многим семьям, особенно в глубинке, недоступны, и, значит, родители скажут спасибо». Правда, на ее взгляд, ЕР использует запрещенные методы: «От рациональных аргументов они переходят к иррациональным, действующим на подсознание».
Быть партией власти
«Справедливая Россия» отличается особой изобретательностью по части агитации. Причина: эсэры обратились за помощью к профессионалам. По данным «НГ», большой объем работ выполняют для партии специалисты «Николло-М». Ставка сделана на прямой контакт с избирателем: живая улица, от двери к двери, наказы избирателей, собрания под маркой лекций по оздоровлению, листовки с политическими советами доктора Курпатова...
В центральном штабе эсэры пожаловались «НГ» на жесткое давление конкурентов: в Питере только 2 из 8 рекламных агентств согласились размещать их баннеры, а в Вологде власти предусмотрели только 6 мест для расклейки продукции партийного агитпропа. Мало того, что расклейщиков постоянно задерживала милиция, – на днях ЕР сделала себе хорошую рекламу, «очищая город от незаконно расклеенных листовок». Однако в ряде регионов конкуренты из «Справедливой России» наступают единороссам на пятки, жестко конкурируя с ними в борьбе за поддержку местной администрации. Так, в Петербурге корреспондент «НГ» наблюдал, как политическое содержание рекламных щитов (в пользу той или другой партии власти) в течение двух дней менялось дважды.
Немало претензий по использованию соперниками административного ресурса и у ЕР: на днях губернатора-единоросса Александра Черногорова после жесткой критики в муниципальных СМИ, ставшей предметом судебного разбирательства, публично лишили звания почетного гражданина Ставрополя.
Пока партии власти спорят о количестве и местах размещения рекламных щитов, оппозиция изобретает возможности беспрепятственного проведения агитации, крайне ограниченных законом и местными администрациями. В ход идут и почти забытый политиками эзопов язык, и различного рода уловки, позволяющие обвести вокруг пальца местные власти. Питерские коммунисты, к примеру, научились обходить запреты чиновников, разбрасывая анонимные листовки с указанием места встречи жителей, желающих послушать представителей «партии, которая реально готова защищать их права». А потом к избирателям выходят кандидаты от КПРФ и спокойно агитируют. Милиционеры не могут разогнать несанкционированное сборище: сходы граждан не указаны в законодательстве о митингах.
В Мурманске коммунисты едва не поплатились за смекалку. Главу списка КПРФ Геннадия Степахно крайизбирком чуть не снял с выборов – в агитационном телевыступлении он сообщил избирателям, что «и рад бы покритиковать власть, но члены партии, ассоциирующей себя с лесным зверем, ему это запретили». Экспертиза тогда подтвердила: связи между «лесным зверем» и полярным медведем на эмблеме «Единой России» недостаточно для исключения коммуниста. Но избирком все же предупредил участников гонки от иносказаний.
«Паровозом» – по имиджу
Как показывают данные аналитической системы «Медиалогия», конкуренцию ЕР составляют именно эсэры. Хотя в начале выборной кампании мироновцы занимали в лучшем случае третье место.
Последний предвыборный месяц вывел «Справедливую Россию» на твердое второе место. В феврале разрыв между партиями власти сократился почти вдвое – с 700 с лишним упоминаний до 400. Сейчас она более чем в три раза опережает ближайшего соперника – КПРФ, при том что в январе разрыв составлял всего 38 упоминаний. В качественных показателях мироновцы добились успехов еще раньше. Так, почти в три раза чаще, чем кто-либо, кроме ЕР, партия являлась главным участником сюжетов СМИ. Их цитируют охотнее, что значит – информация транслируется на избирателей без искажений. Эксперты «Медиалогии» считают, что ЕР удается сохранять такой разрыв благодаря цитируемости большого числа партийных чиновников. В сюжетах, посвященных выборам, разрыв между единороссами и самым слабым участником кампании – 251 упоминание. Практически все игроки получают негативные оценки, но больше всего критики слышится в отношении именно ЕР. С октября по декабрь у ЕР набралось 75 плюсов и 41 минус (у второй в рейтинге СР соотношение 5 и 12). Да и кривая информационного благоприятствования у единороссов самая нестабильная. Примечательно, что скачок позитива партии власти принес свердловский съезд единороссов, а негатив – отказ Миронова быть «паровозом» на выборах в Санкт-Петербурге.