К экс-главе Тюменской области Леониду Рокецкому вскоре могут присоединиться другие «бывшие».
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В субботу президент подписал указ, меняющий структуру Государственного совета. При нем будет создана консультативная комиссия, напоминающая Президентский совет при Борисе Ельцине. В этот орган войдут не только ученые, но и бывшие губернаторы. Похоже, Кремль заигрывает с научной и политической элитой перед выборами, но, возможно, преследует и иные цели. Ряд экспертов считают, что Госсовет может стать одним из возможных плацдармов для продолжения политической карьеры Владимира Путина после ухода с поста президента.
Как пояснил «НГ» помощник Владимира Путина и секретарь Госсовета Александр Абрамов, изменения носят «технологический характер». «Госсовет работает уже шесть с половиной лет, внесены различные изменения исходя из имеющейся практики», – отмечает кремлевский чиновник. Согласно указу, состав комиссии должен определяться лично президентом. Критерии для отбора обозначены более чем обтекаемо: это могут быть люди, «имеющие опыт публичной (государственной и общественной) деятельности». Любопытно, что они будут работать не только «на общественных началах», но и за деньги. По словам Абрамова, комиссия создана в том числе и для привлечения «уважаемых людей» на платной основе, а ее членами могут стать бывшие губернаторы, а также ученые.
Отметим, что этим же указом глава государства снял ограничение на участие бывших региональных начальников в работе Государственного совета. Согласно тексту Положения о Госсовете от 1 сентября 2000 года, из числа «бывших» в этот орган могли попасть только те, кто отслужил на своем посту два и более сроков подряд. До сегодняшнего дня экс-губеранторов в Госсовете было двое – бывший начальник Тюменской области Леонид Рокецкий и экс-президент Дагестана Магомедали Магомедов.
Что касается гонораров членов консультативной комиссии, то, по словам Абрамова, речь идет «не о больших суммах». «Это могут быть платежи по договорам, а могут быть платежи в качестве основной зарплаты, но таких будет, думаю, немного», – отмечает секретарь Госсовета. Абрамов не сказал, кто именно из бывших начальников может быть рекрутирован в состав новой консультативной комиссии, отметив лишь, что окончательный список появится примерно через две недели. Однако выбор у Кремля не так велик. Из бывших региональных лидеров, не испортивших после своей отставки отношений с Центром, можно назвать бывшего президента Чечни Алу Алханова, а также Магомедова и Рокецкого, уже входящих в состав Госсовета. Не исключено, что шанс попасть в комиссию есть и у экс-губернатора Псковской области Евгения Михайлова, сейчас советника администрации президента, а также у его бывшего коллеги из Калининградской области Владимира Егорова. Так или иначе, Кремль пока не будет искусственно расширять комиссию. Как сказал «НГ» секретарь Госсовета, в ближайшие два года в ее состав войдут 10–15 человек.
Параллель между нынешней консультативной комиссией при Госсовете с Президентским советом при Борисе Ельцине, как считает его бывший помощник Георгий Сатаров, можно продолжить, если вспомнить обстоятельства, заставившие Ельцина создать Совет, – недовольство получаемой информацией и дефицит интеллектуальной помощи. «В ходе работы не раз возникали сложные ситуации, которые нам хотелось бы решать самим, а не просить кого-то», – косвенно подтверждает эту версию один из чиновников Кремля, объясняя причины создания комиссии.
У власти могут быть и иные причины для переформатирования Госсовета. «Для сегодняшнего режима казаться важнее, чем быть, – отмечает Сатаров. – Поэтому мы обязаны рассматривать и другую версию, а именно попытку дать дополнительную легитимацию режиму через VIP-персоны». «Власть создает иллюзию: все, что происходит в обществе, – это будто воля самого общества, но на самом деле выстроена жесткая авторитарная вертикаль», – добавляет экс-губернатор Кубани Николай Кондратенко.
А заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин также считает, что эти действия президента не преследуют сиюминутных целей. «В 2008-м встанет вопрос, куда уйдет президент. Ранг председателя Госсовета представляется вполне возможным, – считает Макаркин. – Для президента сейчас принципиальным является вопрос о неизменности Конституции. Но Госсовета в ней не упомянут вообще». Кроме того, в России полномочия того или иного органа зависят от конкретного человека, который его возглавляет: «Можно вспомнить, каким влиятельным был Совбез при Игоре Иванове и как снизилось его влияние при Рушайло». Он не исключает, что Госсовет просто станет скамейкой запасных для отставных губернаторов: «Все зависит от того, придет туда президент или нет».