Предвыборный 2007 год начался с парадоксов: «Единая Россия» потеряла монополию в федеральном телеэфире. Первое место по упоминаемости на госканалах в январе заняла КПРФ. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные «НГ» информационно-аналитической системой «Медиалогия». Эксперты считают, что ввиду появления второй партии власти в преддверии федеральной парламентской кампании передела на телевидении не избежать, но вряд ли оно будет в пользу зюгановцев.
Опередив по количеству сообщений не только своего главного конкурента среди левых сил – «Справедливую Россию» (50 упоминаний), но и партию власти (75), в январе коммунисты (82) заняли непривычное для себя место в рейтинге. Традиционно всплеск интереса телевизионщиков к КПРФ проявляется только в период праздников, доставшихся в наследство от советских времен, мае и ноябре.
Однако ничего похожего на первомайские демонстрации в январе не наблюдалось. Еще в декабре прошлого года «Единая Россия» прочно лидировала по количеству сообщений на ТВ. Согласно данным «Медиалогии», партия упоминалась 285 раз против 166 у КПРФ. В январе «Единая Россия» смогла сохранить лидерство только на Первом канале, утратив его на РТР и НТВ, а на московском ТВЦ заняла только 3-е место.
«Я допускаю, что ближе к выборам появится дифференциация между каналами, когда один канал будет больше поддерживать ЕР, а другой будет больше поддерживать «Справедливую Россию», – считает секретарь Союза журналистов Михаил Федотов, – но поверить в то, что какой-то из существующих каналов будет поддерживать КПРФ, или «Яблоко», или СПС – партии, которым власть определила путь в сторону крематория, я не могу».
По его прогнозам, телеканалы будут давать информацию примерно в такой пропорции: ЕР – 50%, по «Справедливой России» – 30%, а по всем остальным – где-то 20%. Так, с помощью медиаресурса можно обеспечить безоговорочную победу на выборах «Единой России» с созданием «Справедливой России» в качестве балансира. Что, вероятно, и входит в планы власти.
Близость к федеральной избирательной кампании оказывает существенное влияние на качественные характеристики информационных выпусков и аналитических программ. Данные «Медиалогии» свидетельствуют о том, что политика телеканалов в последнее время становится более сдержанной и нейтральной. Происходит сокращение количества сообщений как позитивного, так и негативного характера. Так, в январе–феврале 2007 года не было ни одного негативного сообщения о таких крупных участниках избирательной кампании, как «Справедливая Россия», ЛДПР, и даже традиционно страдающей от предвзятости телевизионщиков КПРФ. Любопытно, что лидером негативных высказываний стали именно единороссы (3 раза). Январский «прорыв» коммунистов эксперт Независимого института выборов Александр Кынев объясняет и резкой актуализацией левой риторики, произошедшей после выхода на политическую арену «Справедливой России». По его мнению, пока партия эсэров и ее лидер не достигли высокого уровня медиаактивности в информационном поле, телевизионщикам поневоле приходится продвигать бренд КПРФ.
Важной тенденцией, отмечают эксперты, становится сокращение общего количества упоминаний о самих партиях. Несмотря на то что страна движется к большим выборам, по данным «Медиалогии», в течение прошлого года все партии, кроме структур триумвирата Миронова значительно сдали свои позиции на телеканалах. «В преддверии федеральных выборов телеканалы в большей степени ориентируются на личностный пиар», – подчеркивает Кынев. Показателен пример Владимира Жириновского, который в сознании избирателя стойко ассоциируется с ЛДПР – по числу упоминаний вождь либерал-демократов соревнуется за первое место с лидером «Единой России» Борисом Грызловым.
«Это очень опасно поддерживать левую тематику с помощью выступления коммунистических лидеров», – не согласен с ним Федотов, склонный скорее объяснить успех Компартии «большим зимним отпуском», когда политические процессы резко сбавляют обороты, а «руководители телеканалов ослабляют вожжи». Действительно, если посмотреть рейтинги начала февраля, то уже в первой половине месяца «Единая Россия» восстановила статус-кво, заняв лидирующее по числу упоминаний (97 раз) место в эфире. Однако уже более уверенно (68 упоминаний) выступает «Справедливая Россия», занявшая на ТВ традиционное второе место Компартии.