Уже третью неделю единороссы, не сбавляя темпов, ведут атаку на ведомство Александра Вешнякова. За это время оперативно была внесена и через неделю одобрена сразу в трех чтениях поправка, отменяющая обязательное условие для члена ЦИКа – юридическое образование. А на прошлой неделе «Единая Россия» предприняла титанические усилия, демонстрируя твердость намерений в отношении собственного преобладания в составе будущего Центризбиркома. Особенно выразительными выглядели громкие заявления первого вице-спикера Госдумы Олега Морозова, требующего «социальной несправедливости» для партии власти и ликвидации законодательной нормы, запрещающей фракции ЕР в ГД провести в ЦИК более одного петендента и препятствующей тем самым торжеству партии власти в стенах Центризбиркома. «В Думе сегодня 310 мандатов, хотя это не всем нравится, у «Единой России», – пояснил Морозов. – Мы должны делиться с теми депутатскими объединениями, которые сегодня есть в Госдуме, но которым будет очень трудно повторить свой успех на выборах через несколько месяцев. А их представитель будет сидеть в ЦИКе. Мне это не нравится».
И вдруг наступило затишье. Заместитель председателя комитета по конституционному законодательству Александр Москалец заявил журналистам: он не получал задания от партии приступить к разработке означенных поправок. Похоже, амбициозные планы единороссов могут оказаться отложенными в долгий ящик.
Мотивы планов по ослаблению Центризбиркома, лелеемые в проединороссовских кругах, понятны. ЕР, претендующая по аналогии с Думой на большинство в ЦИКе, просто-напросто боится остаться в меньшинстве в ведомстве своего самого последовательного противника – Александра Вешнякова. Как уже писала «НГ», в структурах кремлевской администрации, курирующих внутреннюю политику, дожидается «политической воли» пакет законопроектов, направленных на ослабление ЦИКа и превращение его в орган отставных чиновников.
Источник «НГ» в администрации президента, знакомый с процессом назначения нового состава ЦИК, засомневался, что подобные изменения состоятся: да, фракция может выдвинуть только одного претендента, но и депутаты имеют право выдвигать своих кандидатов. Ничто не мешает Кремлю воспользоваться запасным ходом этой статьи Закона «О гарантиях».
Политическая разведка приносит единороссам тревожные вести: квота членов ЦИКа от Совета Федерации сформирована. И она полностью заполнена людьми, склонными к преданности либо лично главе Центризбиркома (Нина Кулясова и не имевшая шансов на пролонгацию в ГД яблочница Елена Дубровина), либо его ближайшему соратнику по борьбе с единороссами – спикеру верхней палаты парламента, лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову (представители регионов Сиябшах Шапиев, Людмила Демьянченко и Николай Конкин). Все они – профессионалы и в выборных делах – стреляные воробьи.
Более того, на прошлой неделе лидер эсэров перед одобрением списочников счел нужным лично встретиться с ними. В Совете Федерации эту информацию не подтвердили, но и не опровергли. «Эта встреча могла состояться только в кулуарном режиме», – подчеркнул «НГ» реальность такого мероприятия источник «НГ» в Совфеде.
Действия конкурентов крайне беспокоят членов партии власти. Кто знает, о чем захотел поговорить Миронов с будущими членами ЦИКа на пороге глобального выборного процесса? Один хорошо знакомый с процессом назначения центризбиркомовцев единоросс «на условиях неразглашения своего имени» заявил «НГ»: в партии опасаются заговора. К тому же еще непонятно, кто пройдет по думской и президентской квотам, расстановка сил складывается явно не в пользу «Единой России».
Пять выдвиженцев Миронова, плюс сам Вешняков (ни у кого уже нет сомнений в его светлом политическом будущем), плюс кандидат от оппозиционной ЕР КПРФ, плюс кандидат от думской части «Справедливой России» – фракции «Родина» Александра Бабакова. Итого – восемь. Надо учесть, что по закону решения в ЦИКе принимаются большинством состава, то есть 7,5 члена, а в ситуациях фифти-фифти решающим является голос главы ведомства. В этой ситуации состав главного избиркома страны может оказаться если и не летальным для единороссов, то способным доставить им массу затруднений на парламентских выборах. Одно дело – когда в Центризбиркоме бунтует один коммунист Евгений Колюшин, и совсем другое, когда этим занимается большинство органа.
Между тем все это время представители «Единой России» не устают повторять, что при любом раскладе останутся единственной партией власти. Усиленная борьба за места в будущем ЦИКе – свидетельство неуверенности единороссов либо в голосах избирателей, либо в симпатиях президента, либо в чистоте процесса подсчета голосов.