0
1686
Газета Политика Интернет-версия

18.12.2006 00:00:00

Территориальная проблема для добрых соседей

Михаил Маргелов

Об авторе: Михаил Витальевич Маргелов - председатель международного комитета Совета Федерации.

Тэги: курилы, япония


Уходящий год богат событиями в российско-японских отношениях. Недавно, например, отмечалось пятидесятилетие «Совместной декларации СССР и Японии». А на днях министр иностранных дел Японии Таро Асо поднял в парламенте вопрос о возможности раздела Южных Курильских островов поровну между Россией и Японией.

История спора о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Хабомаи, Шикотан известна. И российские, и западные, и японские эксперты не отрицают, что Южные Курилы в Ялте в 1945 году отданы России союзными державами. Япония капитулировала безоговорочно. Но как-то решать проблему все же нужно.

Внешняя политика России в последнее время отличается практичностью. Наверное, и любые территориальные проблемы должны рассматриваться с позиций, если угодно, выгоды. Будь она экономической, политической или военной. Что если рискнуть и на время отбросить верный, в общем, принцип «ни пяди родной земли» и свести вопрос о четырех островах к рассуждению, а что в политико-экономическом плане эти острова нам дают. Или должны дать.

Благодаря Южным Курилам Россия обладает акваторией в богатых районах рыбных промыслов, имеет собственный выход в Тихий океан. Если бы острова не принадлежали России, нашим судам пришлось бы выходить в океан через контролируемые Японией проливы.

Далее. Россия, конечно, не собирается воевать на Дальнем Востоке. Но интересы ее национальной безопасности требуют, чтобы и на дальневосточных рубежах была военная сила. Курильская гряда и особенно Южные Курилы значимы для военного обеспечения экономической деятельности страны на Дальнем Востоке. Эта значимость еще более увеличивается, если учесть перспективы доставки нефти по маршруту Ангарск–Находка и освоения транспортного коридора по Транссибу и БАМу. Россия неизбежно столкнется с торговой войной со стороны судоходных компаний, которые контролируют перевозки между Восточной Азией и Европой.

При всей заинтересованности Японии в нефтепроводе российские судоходные компании также должны участвовать в транспортировке нефти. Такое участие тем надежнее, чем сильнее будет Тихоокеанский флот, в том числе и с базами на Южных Курилах.

Возвращение Южных Курил важно для Японии прежде всего с точки зрения представлений о национальном престиже и безопасности. У Японии нет острой необходимости в заселении островов – ее северные и северо-восточные территории вообще мало заселены. Не связывает Япония с Южными Курилами и какие-то громадные экономические выгоды. Японские политики первой величины открыто говорят об этом в своих «закрытых кругах». В 2002 году получило огласку высказывание влиятельного политика Мунэо Судзуки о том, что «возврат северных территорий не послужит выгоде Японии».

Россия занимает четкую позицию по этой проблеме, не уклоняясь от диалога с Японией по вопросу мирного договора. И суть территориальной проблемы Москва видит не в «признании обоснованности японских требований», а в несогласии Японии с тем, что после Второй мировой войны все Курильские острова принадлежат России. И в этой части, говоря словами президента Путина, Россия «ничего не собирается обсуждать». Речь можно вести лишь о поиске неких вариантов, «которые устроили бы обе стороны».

Наличие старой проблемы не мешает России и Японии налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Кстати сказать, Япония имеет территориальные споры и с Китаем, и с Южной Кореей, но поддерживает с ними исключительно активные экономические и гуманитарные связи. Три года назад Китай стал главным торговым партнером Японии, оставив позади США.

Эксперты считают, что нынешний экономический подъем в России создает хорошие перспективы хозяйственным отношениям с Японией. Торговый оборот между нашими странами за последние шесть лет удвоился. В Россию пришли знаменитые японские автогиганты – «Нисcан» и «Тойота». Можно предполагать, что при успешном освоении сборки автомобилей на российской территории к нам потянутся и японские производители комплектующих. С ними могут успешно сотрудничать и российские, и другие зарубежные автостроители. Поскольку для Японии актуальна диверсификация источников нефти, строительство нефтепровода Ангарск-Находка откроет новый этап российско-японского сотрудничества.

При таком ходе событий заинтересованные друг в друге Россия и Япония могут обсуждать «территориальную проблему» как добрые соседи. Тем более что за пятьдесят лет со времени подписания Совместной декларации СССР и Японии стороны научились мирно сосуществовать и сотрудничать даже при отсутствии такой «формальности», как мирный договор.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

КПРФ удалась мемориальная акция 1 мая

Иван Родин

Партия ищет, где бы одолжить электорат до ближайших выборов

0
345
Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Развивать умные дороги для умных машин предлагают российские эксперты

Анастасия Башкатова

Внедрение транспорта высокого уровня автономности потребует трансформации всей инфраструктуры

0
361
Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Очередное ослабление рубля уже заложили в прогнозы

Ольга Соловьева

Правительство продлило на год меры валютного контроля

0
499
Доследственные проверки нынче дороги

Доследственные проверки нынче дороги

Екатерина Трифонова

Затраты государства на уголовное судопроизводство взыщут с его виновников

0
428

Другие новости