Что надо реально сделать для того, чтобы разрушить и без того дышащее на ладан СНГ? На этот вопрос на днях практически ответила Еврокомиссия, объявив о выделении 12 млрд. евро на развитие ряда стран в рамках программы соседства. В список обласканных Брюсселем государств попали и наши партнеры по Содружеству Независимых Государств – Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия, объединенные в региональную структуру ГУАМ, а также Армения. Кроме денег, Европейская комиссия пообещала им перспективу широкой торгово-экономической интеграции, построенную на принципах свободного передвижения товаров, а также упрощенный режим выдачи виз, систематическое вовлечение стран в совместные программы и более тесное сотрудничество в сферах энергетики и транспорта. Это как раз то, что на протяжении 15 лет заявляли, но никак не могли реализовать в Содружестве. И последний саммит СНГ в Минске показал, что мечте населения постсоветского пространства свободно передвигаться и торговать на территории бывшего Союза не суждено сбыться. А многообещающие проекты типа ЕЭП и ЕврАзЭС при ближайшем рассмотрении напоминают потемкинские деревни, что вообще рождает вопрос: хотят ли на самом деле руководители стран СНГ, и прежде всего Россия, чтобы из этой добрососедской идеи получилось что-то конкретное?
Если отследить наши отношения со странами Содружества на протяжении последнего десятилетия, можно заметить, что принцип их построения изменился. Три пятилетки мы удерживали в сфере своего влияния бывшие братские республики, поставляя им дешевый, а то и вовсе бесплатный газ. А в нынешнем году решили использовать как аргумент в политических спорах с соседями ту же газовую трубу, но, наоборот, объявив всем о переводе на новую, европейскую систему расчетов. Для большинства стран взлет цены с 80 долларов за тысячу кубометров до 230 обернулся трагедией. Они начали искать новых партнеров и нашли их в лице стран Евросоюза. В отличие от Москвы, которая сегодня финансирует конфликтные зоны на территории СНГ и фактически содержит непризнанные республики – Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье (в совокупности около миллиона человек), заявившие о намерении жить вместе с Россией, Брюссель сделал ставку на их юридические центры и по большому счету оплачивает переориентацию Грузии, Молдавии, а теперь и Армении на Запад.
Россия фактически содержит Южную Осетию, где нет бюджетообразующих предприятий, промышленного потенциала, а значит, и рабочих мест. Но здесь живут преимущественно граждане РФ, и они получают российские пенсии, гуманитарную помощь и деньги на оплату бюджетникам. Абхазия кормит себя сама – за счет туристов, большинство которых россияне. Социальные выплаты пенсионерам здесь также осуществляет Россия. Приднестровье много лет не просило у Москвы помощи, в регионе мощный промышленный комплекс, который позволял местному населению жить лучше, чем в Молдавии, от которой она откололась. Но после того, как регион оказался в блокадном кольце, российское правительство выделило ему 20 млн. долларов.
Евросоюз берет на дотацию легитимные государственные образования и платит им по другим счетам и на определенных условиях. Белоруссии, например, также предложили миллионные преференции, если она станет жить по демократическим нормам. Этот призыв рассчитан прежде всего на рядового белоруса, который может, просчитав в уме все выгоды европейской интеграции, изменить мнение как о европейском, так и о собственном доме.
Тех же, кто отвечает требованиям ЕС, ждет поощрение. В 2007 году, например, в рамках европейской политики соседства Армении будет предоставлено 21 млн. евро против 17 млн., поступивших в Ереван в этом году. Однако первой в списке лауреатов оказалась Украина, которая, по словам посла Еврокомиссии на Украине Иена Боуга, «достигла наибольших успехов среди одиннадцати стран, с которыми Европейский союз реализовывает политику соседства». Исходя из этой оценки Киев может рассчитывать на значительную долю транша в 300 млн. евро, который предназначен для стран, «наиболее плодотворно сотрудничающих с ЕС». Хотя, как заметил Боуг, эта программа не повлияет на темпы вступления Украины в Европейский союз. Россия же по-прежнему предлагает Украине сотрудничество в рамках Единого экономического пространства, которое даже самими участниками проекта воспринимается как преемник СНГ. Ассоциация, согласитесь, не самая удачная.