0
2882
Газета Политика Интернет-версия

30.11.2006 00:00:00

Вешняков опасается организованной дискредитации выборов

Тэги: цик, выборы, вешняков, избирательный закон


цик, выборы, вешняков, избирательный закон Глава ЦИК РФ: ряд избирательных норм может не выдержать испытание Конституционным судом.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Подготовка к выборам Госдумы 5-го созыва вышла на финишную прямую – масштабная правка избирательного законодательства, проходившая в течение 2006 года, завершилась. С сегодняшнего дня 14 региональных парламентов, которым 11 марта предстоят перевыборы по правилам, максимально приближенным к общефедеральным, получают право объявить о начале избирательной кампании. Сегодня же Центризбирком проведет совещание с представителями партий и главами региональных избиркомов, на котором участникам выборов будут разъяснены новые правила игры. О том, как готовится Центральная избирательная комиссия к выборам в Госдуму и каких последствий ожидает от нового избирательного законодательства, в интервью «НГ» рассказал ее председатель Александр Вешняков.

– Александр Альбертович, глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, характеризуя итоги переговоров с ЦИКом по поправкам в избирательное законодательство, в интервью «НГ» заявил, что хорошо, когда обе стороны уходят с легким чувством неудовлетворения. Это значит, переговоры прошли успешно. Вы разделяете такую позицию?

– С точки зрения теории – нет, а в конкретной ситуации – разделяю. Одиозное досрочное голосование не возвращается на федеральные и региональные выборы. А в вопросе отмены регистрации за ненадлежащее оформление документов и неполноту сведений даже есть прогресс: избиркомам вменяется в обязанность информировать кандидата, если его документы не соответствуют закону. Причем они обязаны делать это не позднее, чем за три дня до заседания, а не держать козырную карту за пазухой, как бывает сейчас и как, возможно, хотели авторы законопроекта. Законопроект был юридически не проработан, и мы доказали профессиональность наших замечаний.

– Вы говорили о несвоевременности некоторых поправок...

– В этом смысле спорная, с моей точки зрения, норма – отмена порога явки. В данном случае это вопрос политической целесообразности. Конституционных ограничений и предписаний международных избирательных стандартов нет. Но, учитывая специфику нашей жизни, наших избирательных кампаний, – это преждевременно. Соцопросы подтверждают: люди смотрят на отмену порога явки как на попытку власти облегчить себе жизнь. В совокупности с другими радикальными изменениями, прошедшими в нашем законодательстве ранее, это может привести к отторжению части россиян от избирательного процесса.

– И тем не менее вы считаете, что закон в нынешней редакции позволяет проводить в России демократические выборы?

– Самые одиозные из поправок не приняты. Поэтому реальной угрозы для проведения выборов нет.

– Так думают не все. КПРФ, к примеру, готовит в Конституционный суд большой иск, чтобы опротестовать ряд избирательных норм.

– Не исключаю, что среди принятых поправок есть и такие, которые могут не выдержать испытания. Например, технология «политических паровозов» – не сама норма, допускающая ее применение, а практика массового использования. Я бы не стал говорить, что не вызовет осуждения со стороны КС и норма, по которой партиям нельзя выдвигать по своим избирательным спискам членов других партий. Эта позиция привела к странной ситуации при объединении в регионах трех партий в «Справедливую Россию».

– А как вы относитесь к норме, запрещающей регистрацию лиц, получивших административное наказание за экстремизм?

– Эта норма тоже не бесспорная. Будет ли это вписываться в статьи 32 и 55 Конституции, разрешающие в целях защиты конституционного строя вводить некоторые ограничения? Если сочтет КС, что эти нарушения допустимы, – норма устоит. Но может не устоять. Многое будет зависеть от ее применения на практике.

– Отмена порога явки может повлиять на снижение и так невысокого уровня доверия к избираемой власти?

– Нет, если за этим со стороны власти, партий, избиркомов не последует сворачивание работы по информированию населения о выборах, если будут созданы условия для активного участия избирателей в процессе и развития политической конкуренции, которая всегда вызывает в людях желание участвовать в голосовании. Пока заверяют, что так и будет. Что ж, давайте поверим. ЦИК же намерен работать более активно по вопросам информационно-разъяснительной деятельности и созданию условий для общественного контроля на выборы.

– Вас не смущает, что ЦИК то и дело оттесняют от управления системой выборов, корректировки законодательства?

– Там, где нужно высказать свою позицию, ЦИК ее высказывает. Как показали последние события, к нашим аргументам прислушиваются. Раньше мы комплексно анализировали законодательство, практику его применения, готовили предложения по его изменению и выступали в роли представителя президента РФ по вносимым поправкам в избирательное законодательство (ЦИК не имеет самостоятельного права законодательной инициативы). Планируем это делать и в будущем. Между тем никто не может ограничить право законодательной инициативы депутатов. Это объективный процесс, и мы тут в разных весовых категориях.

– Все чаще региональные подструктуры ЦИКа предпочитают не прислушиваться к рекомендациям сверху. Не планируете усиление централизации системы избиркомов?

– Год назад, когда мы анализировали нормы, регулирующие наши взаимоотношения, пришли к выводу, что никаких новаций вводить не надо. Есть работающие механизмы, позволяющие делать каждому свое дело, исполнять закон и применять меры ответственности к конкретному лицу и коллегиальному органу в целом, этот закон не исполняющему. И я совершенно не согласен с мнением, что вся система идет в разнос, потому что все думают о своем переизбрании на другой срок. Если наша рекомендация исходит из здравого смысла и соответствующей логики, то к ЦИКу могут прислушаться, а могут и не прислушаться. Это вопрос уровня нашего авторитета и политических предпочтений на местах. Если действия не соответствуют закону – никакой вольности быть не может и не будет!

– Есть мнение, что отмена явки сыграет положительную роль в демократизации выборов и избирательной системы: избиркомам на местах не придется идти на нарушения, натягивая показатели...

– Эта точка зрения имеет право на жизнь. Я с ней частично согласен.

– А нужно ли создавать дополнительные стимулы для того, чтобы люди приходили на выборы?

– Нужна реальная конкуренция на выборах, доверие к власти и кандидатам. Информационно-разъяснительная работа теперь приобретает дополнительную актуальность. Нас сейчас беспокоит то, как обезопасить наши выборы от организованной дискредитации.

– Откуда такие опасения?

– Такие технологические проработки уже существуют. Например, какая-то сила, обладающая политическим, административным, финансовым ресурсом, видит, что ей не нужна высокая явка на выборах: если придет 15% – им гарантирована победа, а если 35%, то им нужного результата не получить. Они могут подбить отдельные слои населения не участвовать в выборах. В Свердловской области этой осенью в СМИ развернули кампанию, говорили, что, если пенсионеры устроят забастовку и не пойдут на выборы, им повысят пенсию в 3 раза. Это урок, который мы должны учесть. Раз уж прокуратура не видит в подобном действий, препятствующих волеизъявлению граждан, нужно уточнить Уголовный кодекс в этой части.

– Как? Ведь у ЦИКа нет права законодательной инициативы?

– Мы будем предлагать депутатам Госдумы выступить с такой инициативой, и, надеемся, она получит поддержку. Пока существует безнаказанность, возможны случаи, когда противоправные действия, как в Свердловске, совершает депутат Госдумы.

– О чем сегодня пойдет речь на совете председателей?

– Мы обсудим информационно-разъяснительную работу в регионах. И, конечно, обсудим применение новых требований закона. Вероятность того, что они вступят в силу до момента назначения выборов в парламенты 14 регионов, существует. Поэтому выборы 11 марта станут генеральной репетицией федеральной кампании. Партии провели объединительные мероприятия и готовы выступить в новой конфигурации на последней перед выборами в Госдуму 5-го созыва кампанией, которая стартует в сентябре (голосование состоится 2 декабря 2007 года).

– А о досрочных выборах?

– Никаких оснований – и тем более необходимости – для проведения досрочных выборов депутатов Госдумы нет. Мой прогноз – все будет в сроки, предусмотренные законодательством.

– Сколько партий, по-вашему, примут участие в мартовских и думских выборах?

– С учетом всех объединительных процессов – около 10 партий. На региональном уровне количество партий-выдвиженцев тоже впишется в уже установившийся средний показатель – 8 партсписков. Особый интерес, думаю, вызовут Московская область, Дагестан, Санкт-Петербург, где будет применяться модель чисто пропорциональной системы и условия выборов максимально приблизятся к федеральной кампании. Это будет тренировка и для избиркомов.

– Сегодня же вы встретитесь с партийцами. О чем вы хотите предупредить их на этот раз?

– О том, что сохраняется особый интерес конкурентов к проведению конференций партий по выдвижению кандидатов на выборы. Правда, партии стали более серьезно готовить свои конференции. В этой части у нас произошли крупные споры этой осенью только в Свердловской области. Мы провели глубокий анализ судебного решения по этому инциденту и хотим нужную информацию довести до политических партий и избиркомов. То же самое – с «Яблоком». Если они не изменят свой устав и практику, по которой из 4 тысяч членов регионального отделения в выдвижении кандидатов могут участвовать только 400 человек, их ждут большие неприятности. Ведь Верховный суд установил: подобная практика противоправна.

– ЦИК уже почти год анализирует финансовые отчеты партий. Стала ли финансовая деятельность более прозрачной?

– Да, мы ежеквартально печатаем их отчеты. И предупреждали партии о том, что будем искать способы ограничения использования на выборах незаконных средств, особенно различных некоммерческих организаций. Рассматривался более радикальный вариант: запретить НКО участвовать в финансировании партий. Они ведь создаются не для этого. Однако мы пошли по более либеральному пути: НКО может финансировать партии, если в последний год она не получала средств от запрещенных Законом «О партиях» лиц (иностранных граждан и организаций, госпредприятий, анонимов и религиозных объединений). Законопроект, подготовленный на основе анализа партотчетов, внесен в Думу группой депутатов. Его, возможно, рассмотрят в декабре, не исключаю, что во всех трех чтениях. И НКО перестанут быть «стиральной машиной» по отмыванию нелегальных денег.

– Похоже на месть: в основном услугами некоммерческих фондов пользуется «Единая Россия», у которой их около 90...

– Это заденет многие партии. Но порядок здесь наводить надо. Это понимают и в ЕР.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

КПРФ рассчитывает на голоса за "народных кандидатов"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Локальных лидеров общественного мнения позовут под партийную крышу

0
459
В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

В России предлагают ввести всеобщий инвестиционный налог

Михаил Сергеев

0
828
Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Адвокаты напрасно надеялись на приказ ФСИН

Екатерина Трифонова

Видеосвидания с подзащитными разрешены только в тюремных помещениях

0
483
Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

Минобороны РФ: Потери армии Украины на курском направлении за сутки составили до 210 военнослужащих

0
375

Другие новости