Так называемая блогосфера – площадка в культурном и общественном плане достаточно демонстративная. Взять два последних события – смерть бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко и аварию «Феррари» депутата и бизнесмена Сулеймана Керимова в Ницце. О Литвиненко трубят международная пресса и западные политики, а российская блогосфера отдает его на откуп небольшой группе «тех, кто в теме». Зато автокатастрофа во Франции обрастает деталями, сюжетами родом из авантюрных романов, шутками, прибаутками и стихами.
Это похоже на закон: всякий раз, когда информационные волны выбрасывают на берег что-нибудь, неприятно попахивающее политикой и спецслужбами, тут же взгляд общественности, как по команде, падает на некий лежащий рядом предмет. Может, и не столь внушительный, зато запах не настораживает. Падают самолеты, захватывают заложников в Беслане – страна обсуждает розовую кофточку журналистки, разгневавшей Филиппа Киркорова. Мир говорит о Литвиненко, а российский интернет – о том, была ли Тина Канделаки в керимовском «Феррари» или, быть может, болела свинкой в Москве и в Ницце находиться никак не могла.
Вопрос даже не в физическом присутствии известной теле- и радиоведущей в дорогом автомобиле депутата Керимова, ее ожогах, чудесном спасении при взрыве бензобака, выписке из госпиталя Сен-Рош. Тина Канделаки должна была оказаться там по закону жанра. А если и не она, то кто-нибудь другой. На чье имя общественность не отреагировала бы вопросом: «А кто это?»
Потому как можно дать руку на отсечение, что у большинства блоггеров, ныне свободно фантазирующих на тему аварии в Ницце, еще несколько дней назад фамилия Керимов не вызвала бы никаких ассоциаций. Без телезвезды в салоне «Феррари» сообщение об аварии затерялось бы в новостных лентах, время от времени всплывая лишь в виде сводок о состоянии депутата. Никаких героических этюдов в интернете не было бы и в помине – мало ли у нас автокатастроф?
Форум – один из символов современной цивилизации, как когда-то он был символом классической античности. Дискуссия – всегда поединок, повод заявить о себе как о личности, «имеющей мнение». Дискуссионный ресурс – штука в большом количестве вредная: когда говорить не о чем, человек начинает поднимать «нежелательные темы». А потому тягой общества к обсуждению нужно мудро управлять. Так подбрасывать поленья в костер, чтобы и пожара не было, и на холод никто не жаловался.
Никакой конспирологии – просто инстинкт самосохранения. И информационная среда – как явление глубоко культурное, всякий раз этот инстинкт пестующая. Она не просто пичкает человека гигабайтами информации, чтобы он, бедный, не потерялся в непростом и динамичном мире, но и настойчиво, как бабушка сует ложку манной каши в рот капризному внуку, предлагает ему такие темы, обсуждение которых вполне «безопасно». Выходит, что тема Литвиненко опасна, а тема Керимова и Канделаки – нет.
В увлекательности жанру политического детектива, конечно, не откажешь. Но стоит копнуть поглубже, как тут же перед глазами начинают выстраиваться туманные демонические фигуры. Сознание натыкается на политический механизм, принципы функционирования которого не до конца понятны. На систему, пугающую своей непредсказуемостью. Автоматически включается тот самый инстинкт самосохранения: «А что, если?.. А как бы чего не случилось?» Так уж складывается, что территория политики – это остров сирен, от которого лучше держаться подальше.
Говорить о «розовой кофточке» или чудесном спасении Тины Канделаки куда приятнее. Это все равно что перемывать косточки соседу. Герой телеэкрана или бульварной прессы – он свой «в доску», «такой же, как и все». О нем, как и о соседе, все известно: когда он встает, что он ест, с кем живет, с кем пьет и т.д. Загадочность и таинственность у таких героев чаще всего напускные. Нет в них пугающей неопределенности. Ничем они не напоминают Гудвина Великого и Ужасного в своей неизвестности.
Порой, конечно, современный форум и похож на деревню дикарей, которые радуются подаренным бусам и зеркальцам и не замечают, как у них за спиной расчетливый пришелец агрессивно колонизирует и экономически осваивает их леса и поля. Но и заставлять человека лезть на амбразуру как-то не гуманно. Прогресс – это когда комфорт сочетается с чувством выполненного долга, а дискутировать человек должен. Так что и «розовая кофточка», и Канделаки в «Феррари» – это, видимо, символы прогресса.