Шаймиев должен быть доволен: жители Татарстана обзаведутся паспортами на родном языке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Владимир Путин внес на утверждение Государственной Думы договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан о разграничении полномочий между Центром и данным субъектом РФ. Под договором уже стоят подписи президентов России и Татарстана, поставленные, правда, без всякого публичного освещения этого мероприятия. И хотя нынешний договор Москвы и одного из российских регионов не идет ни в какое сравнение с прежним, заключенным еще в 1994 году, причина его появления непонятна. Комментарии этого события в основном отрицательные, что подтвердили «НГ» и некоторые кремлевские источники.
Напомним: в середине 1990-х подобные договоры подписали с Центром все национальные регионы страны. Затем дошел черед и до областей. Однако с приходом к власти Владимира Путина, начавшего административную реформу, договоры потеряли актуальность. А в 2003-м был принят новый вариант закона об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ, где указывалось: до середины 2005-го регионы обязаны привести свое законодательство в соответствие с Конституцией и законами страны. Таким образом, все подписанные в середине 90-х эксклюзивные соглашения сегодня не действуют. Более того: все изменения федерального законодательства, направленные на более четкое разграничение прав и обязанностей Федерации и регионов, каждый раз подтверждали доносящиеся из кремлевских кабинетов намеки – время договорной федерации закончилось.
На деле оказалось, что построенная за последние годы жесткая вертикаль кое-где может изгибаться. Как пояснил вчера первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов (избранный в одном из одномандатных округов Татарстана), он «практически исключает» возможность каким-либо другим субъектам РФ заключение такого рода договора. Кроме одного: «Думаю, второй договор будет чеченский». Из его слов понятно, что для этих регионов найдено формальное основание для договорных отношений с Центром: «Татарстан не подписал Федеративный договор (документ, заключенный в 1992-м, а потом включенный отдельной частью в Конституцию. – «НГ»), а потому пошел путем выстраивания договорных отношений». В такой же ситуации, напомнил Морозов, оказалась и Чечня.
Речь идет об исключении из правил. Например, в пояснительной записке к проекту говорится: «договором предусматривается иное разграничение предметов ведения и полномочий в отдельных сферах, чем установлено федеральными законами». И хотя действительно договор 1994 года, в котором Татарстан выступал фактически как особое государство, которое, например, имело полномочие назначать судей, сейчас действительно полностью похоронен, существенные экономические и политические уступки татарским властям московские все же сделали. К примеру, предполагается специальными законами утверждать татарские особенности в экономике (в частности, по использованию недр), экологии и культурной жизни. Политическое послабление заключается в том, что жителям республики будет позволено иметь в паспортах вкладыши на татарском языке и с гербом Татарстана.
Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский отметил: «Мы надеялись, что этот этап истории нами уже пройден». И напомнил, что в середине 1990-х практика заключения эксклюзивных соглашений уже ставила под угрозу единство страны. Депутат не исключил, что возобновление ее связано с президентскими выборами 2008 года. А Дмитрий Рогозин связывает эти два события напрямую: «только национальные республики дают гарантированное количество голосов». Интересно, что предвыборный контекст договора между РФ и РТ не отрицал и один из представителей кремлевской администрации, с которым удалось побеседовать корреспонденту «НГ». Правда, он заметил, что «это может иметь и негативные последствия, потому что покажет слабость президента». Любопытно, кстати, что хотя под договором на двух языках – русском и татарском, – который представлен в Думу, есть подписи Путина и Шаймиева, но в нем по какой-то причине не указана дата подписания. Кремлевский источник «НГ» уточнил, что последнее состоялось 4 ноября, предположив при этом: «Видимо, с Шаймиевым пытались устроить какую-то игру, но вышел скандал». Дело в том, что теперь уже присланный текст закона придется отзывать и направлять на Охотный Ряд уже другой – откорректированный.