Сергей Кириенко передаст свое ведомство из рук в руки.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
На экономической карте страны вскоре может появиться еще одно весьма крупное образование – очередное Российское акционерное общество (РАО). Именно в такую форму предполагается преобразовать атомную энергетику и промышленность, существующие ныне в виде государственных унитарных предприятий. При этом государство отказывается от имеющегося у него сейчас монопольного права собственности на атомные реакторы и ядерное топливо для них. Соответствующий законопроект уже внесен президентом в Государственную Думу. Владимир Путин назначил главу Росатома Сергея Кириенко своим официальным представителем при обсуждении данного проекта. Депутатам же было рекомендовано «рассмотреть его во внеочередном порядке». Приказ президента был сразу же принят к исполнению. Уже известно, что первое чтение состоится примерно через 2 недели.
Упрощенный режим реформы
За длинным названием законопроекта «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» скрывается способ скорейшего преобразования этой отрасли из нынешней жесткой государственной структуры в более гибкую рыночную. «Необходимость обеспечения реструктуризации атомной отрасли в сжатые сроки и с минимальными затратами обусловлена тем, что ее проведение в общем порядке привело бы к значительным затратам государственных средств и заняло бы не менее пяти лет. Упрощенный режим, предусмотренный законопроектом, позволит провести реструктуризацию в течение одного года», – так прямо и говорится в пояснительной записке к законопроекту. Автор инициативы, которым, судя по всему, является Росатом, утверждает, что «основная цель законопроекта состоит в том, чтобы в возможно короткий срок создать стартовые условия для повышения конкурентоспособности отечественных организаций атомного энергопромышленного комплекса на международных рынках, усилить их инвестиционную привлекательность». Предполагается также, что намечаемая реформа позволит «устранить имеющиеся в действующем законодательстве пробелы и противоречия, препятствующие эффективной работе организаций атомной энергетики, упрочить и упорядочить имущественную основу их производственно-хозяйственной деятельности, привести организационную, правовую и управленческую структуру атомного энергопромышленного комплекса в соответствие с современными условиями функционирования российской экономики в целом».
При этом, что интересно, все ключевые этапы предлагаемого реформирования будут зависеть исключительно от воли президента РФ. Так, проект позволяет создать РАО, 100 процентов акций которого будут находиться в собственности государства. Решение об этом может принять исключительно президент. Он же будет определять, какие действующие предприятия будут переданы этому основному атомному АО и для этого акционированы. При этом он же определит и состав ядерного оружейного комплекса, который предполагается отделить от гражданской части атомной экономики. К полномочиям президента предлагается отнести и издание списка юридических лиц, которым будет разрешено иметь в собственности ядерные материалы, их хранилища и ядерные установки.
Проект жестко фиксирует, что в таком списке могут быть только российские юрлица. Лишь они и смогут продавать друг другу ядерные материалы. Россия, впрочем, собирается признать иностранную собственность на находящиеся внутри страны ядерные материалы, но вот работать с ними на территории РФ, то есть хранить или каким-то образом их использовать, иностранцы не смогут. Президент же в это время будет пристально следить за деятельностью нового РАО.
Любые сделки – под контроль президента
Любые сделки с его акциями или имуществом должны будут получать одобрение президента, потому что без оного они законом заранее объявляются ничтожными. И, наконец, как указывается в пояснительной записке, «законопроект предусматривает возможность изъятия ядерных материалов и ядерных установок у их собственников по решению президента РФ в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств».
«Публично-властные функции по проведению государственной политики в области использования атомной энергии будет продолжать осуществлять Росатом», – утверждается в этом документе, то есть можно предположить, что председателем правления РАО под условным названием «Атомэнергопром» станет Сергей Кириенко или кто-то из его людей. Это РАО получит не только нынешние атомные ГУПы со всем их имущественным комплексом, но и земельные участки, которыми они сейчас владеют, и даже научно-образовательные учреждения, действующие в данной отрасли. Кстати говоря, в соответствии с законопроектом охранять ядерные объекты, даже вышедшие из госсобственности, будут в том числе и внутренние войска МВД РФ. «Оценка рыночной стоимости федерального имущества, вносимого в уставный капитал основного акционерного общества, не проводится.
Акции акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса будут внесены в уставный капитал основного акционерного общества по их номинальной стоимости, а имущественные комплексы федеральных государственных унитарных предприятий – по балансовой стоимости», – вот так без лишних затрат и потери времени Кириенко планирует создать новое РАО. При этом подчеркивается, что «государство не понесет каких-либо финансовых потерь, поскольку будет выступать единственным участником основного акционерного общества, и право государства на управление (прямое или опосредованное) созданными в результате приватизации акционерными обществами будет принадлежать ему вне зависимости от размера их уставного капитала».
Любопытной выглядит история появления президентского законопроекта на Охотном Ряду. Без всякого шума он появился в Думе в прошлый четверг, был без какой-либо публичности обсужден думским комитетом по энергетике и сразу же – в течение нескольких часов – передан на Совет нижней палаты. Тот тут же принял его к рассмотрению и постановил: замечания и предложение подавать до 15 ноября. При этом руководство Госдумы сразу решило, что во второй половине месяца законопроект уже должен быть рассмотрен в первом чтении.