0
584
Газета Политика Интернет-версия

16.10.2006 00:00:00

Для внутреннего употребления

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Юрьевна Барабаш - обозреватель "НГ".

Тэги: нобелевская, литература, россия


На минувшей неделе Нобелевскую премию в области литературы присудили турецкому писателю Орхану Памуку. Это стало неожиданностью для тех, кто ориентируется в современной литературе. Как для тех, кто вовсе не ориентируется, не стал неожиданностью факт, что никто из российских писателей в очередной раз не доковылял до шорт-листа. В следующем году можно отмечать своеобразный юбилей – двадцать лет нашего неприсутствия в зоне внимания Нобелевского комитета. Именно 20 лет назад Иосиф Бродский стал лауреатом самой престижной премии в мире.

Да нам и не привыкать, и, в общем, ничего удивительного – даже в самом благостном сне трудно представить, кто из российских писателей или поэтов мог бы претендовать на Нобелевскую премию. Современная русская литература при всех своих Букерах, «Национальных бестселлерах» и пр. давно уже стала «невыездной». Имена, что произносятся с придыханием нашими дотошными и доброжелательными критиками, на Западе, как правило, никому ни о чем не говорят. Исключение составляют, пожалуй, представители не обременительной для мозгов дамской литературы вроде Людмилы Улицкой или Ирины Денежкиной.

Российская культура успешно и весело варится в собственном соку, с пеной у рта, впрочем, муссируя миф о собственном всемирном признании. Как бы ни трепетно относились к своей духовной составляющей, скажем, французы или американцы, им и в голову не придет впадать в общенациональный экстаз от того, что их фильм пригласили в конкурс Каннского или Венецианского фестиваля. Для них это – момент приятный, но дежурный. Что французское, что американское, что итальянское или даже испанское кино давно стали частью мирового кинопроцесса. Понятно, что российское кино только-только начало становиться на ноги и любой доброжелательный чих из-за кордона вызывает восторг, однако всякий знак внимания расценивать как безусловную победу на мировых культурных просторах нет ни малейшего повода. Быть частью мирового кинопроцесса – значит выходить в прокат в других странах, а с этим у российского кино полная незадача. Не знают за границей российского кино, ну что тут поделать. Как, впрочем, и раньше не знали. Как, впрочем, и не будут знать по крайней мере в обозримом будущем, кроме горстки профессионалов и энтузиастов, с тем же любопытством приветствующих всплески тайского и чадского кино. Можно всякий раз, говоря о величии отечественного кино, вспоминать советских «Оскаров», но, во-первых, их было только три (что для кинодержавы, коей мы привыкли себя считать, очень мало), а во-вторых, присуждение «Оскара» вовсе не означает признания данного фильма действительно сильным с художественной точки зрения. Оскароносный фильм должен быть прост, красив, человечен и слезовыжимающ. Кстати, поэтому и есть, как ни странно, шансы у абсолютно недостоверной «9 роты» хотя бы выйти в номинанты самой знаменитой кинопремии.

Когда от всего мира нас отделял непроницаемый железный занавес, советскому народу кувалдами вдалбливали в головы, что в СССР все самое лучшее. Давно уж нет ни железного занавеса, ни Советского Союза, а мы поем все ту же песню. «Наша литература – самая великая в мире литература!» Верно, была великая литература, была великая мысль. Только сплыла вместе с «философским пароходом», ушла в эмиграцию, а те, кто остался, – иных уж нет, а те далече... Властителями дум становятся одноразовые Сорокины и Пелевины.

Что-то не слышно про аншлаги, которые сопровождают зарубежные гастроли великих эстрадников. Ни разу не довелось встретить в зарубежной прессе хоть слово про Киркорова. А ведь куда «звездее», казалось бы. Да и вся остальная мощная эстрада веселится, поет, пляшет, гарцует на внутреннего нетребовательного зрителя. Насчет современного российского изобразительного искусства за границей уверены, что все оно слизано с западного. Правда, с балетом и симфонической музыкой все вроде в порядке. Тут мы если и не впереди планеты всей, то по крайней мере и на гастроли Большого театра ломятся, и приезды оркестров без внимания не оставляют. Кстати, то, что русские делают молча, за пределами России какой-никакой отклик находит. Может, просто болтаем много?

Поневоле задумаешься: а может, Церетели благое дело делает? Явочным порядком несет российскую культуру в виде своих скульптур за моря-океаны. Может, и правда мы их только измором брать можем? Ведь никому, даже Америке, не удалось пока избежать каменных объятий неистового Зураба. А то так и останемся великой культурой для внутреннего пользования.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

"Эпоха трезвости" наступила при росте производства алкоголя

Ольга Соловьева

Доля непьющих россиян увеличивается только в социологических опросах

0
1053
В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

В России обнаружилось несколько социально значимых инфляций

Анастасия Башкатова

Торговые сети настаивают на том, что их наценки обусловлены издержками, а не гонкой за прибылью

0
1396
КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

КПРФ не нашла подхода к своему сложносоставному электорату

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Власть зажимает левых в рамках легальной политической деятельности

0
973
Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Нефтяной рынок входит в период нестабильности

Михаил Сергеев

Баррель черного золота может стоить от 40 до 100 долларов

0
941

Другие новости