0
892
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2006 00:00:00

В отношениях с Берлином повеяло холодом

Евгений Григорьев.

Об авторе: Евгений Евгеньевич Григорьев - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: путин, меркель, германия


путин, меркель, германия

Завершившийся в среду рабочий визит президента Владимира Путина в Германию отличался от предшествующих небывалым эмоциональным накалом и критикой в немецких политических кругах. Трагическая судьба Анны Политковской стала актуальным поводом для обсуждения политики Кремля в области демократии, прав человека, свободы прессы и мнений. Высказывания президента о роли погибшей журналистки, негативную реакцию на которые в немецкой аудитории можно было предвидеть, лишь подлили масла в огонь этой полемики.

Но ее азимуты не ограничиваются внутренними делами в России. Сколь ни заверяет он в стопроцентной надежности российских поставок природного газа, настороженность на этот счет после январского «перекрытия трубы» Украине в Германии не изжита. Вновь и вновь повторяются предупреждения относительно «чрезмерной энергозависимости» от России и необходимости поиска альтернативных источников энергии. И даже многомиллиардные долларовые накопления России, заработанные на нефти и газе, воспринимаются как угроза «скупки ключевых отраслей немецкой и европейской промышленности». Да и российские дела с Грузией не вызывают в Германии симпатий.

Было бы преувеличением назвать октябрьские ветры, дувшие в Дрездене и Мюнхене, холодными. Но похоже, что внешняя температура российско-германских отношений все же несколько понизилась. Конечно, федеральный канцлер Ангела Меркель оказала своему гостю дружественный прием в известном духе своего сдержанного стиля. Общение двух лидеров было нормальным. Путин подчеркнул умение бундесканцлерин выслушивать собеседника и отметил, что очень хорошо сотрудничает с нею. Меркель тоже говорила о хороших отношениях с Путиным, объяснив это, в частности, тем, что с ним «можно открыто обсуждать различия во мнениях». Последнее, на ее взгляд, является большим прогрессом по сравнению с прежними временами в российско-германских отношениях, под которыми она, очевидно, имеет в виду годы канцлерства своего предшественника Герхарда Шрёдера.

Как отмечает «Файнэншл таймс Дойчланд», «дипломатические и экономические связи между обеими странами никогда не развивались столь гармонично, а обмен на всех уровнях никогда не был столь выгодным, как сегодня. Тем не менее гармония эта никогда не была столь зыбкой, а необходимость в критических словах столь насущной. Ангела Меркель олицетворяет собой критическую позицию в диалоге с Россией. Скептицизм Меркель по отношению к Путину и Кремлю трудно не заметить».

Раздвоение чувств в Германии в отношении России не является чем-то новым. Оно было всегда. Хотя немецкая пресса публикует не только критику, но и немало «позитивных» материалов о двустороннем сотрудничестве, было бы наивно ожидать, что в обозримом времени имидж России в Германии может приобрести только розовую окраску. А парадокс этого состояния в том, что оно нисколько не мешает знаменитой немецкой «Realpolitik», выражающейся на российском направлении в стратегическом партнерстве или, иными словами, широчайшем сотрудничестве в политической, экономической и иных сферах.

Как бы критически бундесканцлерин ни относилась к состоянию прав человека в России, она встречалась в этом году с Путиным чаще, чем с любым другим главой государства. Германские экономические круги горой стоят за дальнейшее развитие двустороннего сотрудничества. Не без учета их мнения баварский премьер Эдмунд Штойбер говорил в Мюнхене: «Мы нуждаемся в как можно более тесных связях во многих областях – от гарантированного обеспечения энергоисточниками до кооперации в авиакосмической области, от охраны окружающей среды до стабильности финансовых рынков, от защиты от катастроф до предотвращения дальнейшего распространения оружия массового уничтожения, от научного обмена до образования и культуры». Он подчеркнул: «В Германии, и особенно в Баварии, очень велика готовность к тесному и доверительному сотрудничеству с Россией». В Дрездене подписаны еще четыре документа, предусматривающие партнерство в сферах здравоохранения, науки, финансов, реконструкции аэропорта в Калининграде. Крупные совместные проекты охватывают по меньшей мере 22 высокотехнологические отрасли.

В целом, если брать экономическую составляющую рабочего визита Путина в Германию, он оказался достаточно успешным. И весьма важным не только для России с точки зрения ее естественной заинтересованности в добрых и партнерских отношениях с Германией, но и для последней. Контакт с нынешним российским президентом не может не цениться немцами. Кто еще из иностранных лидеров говорил им, как Путин накануне визита: «Я люблю Германию и не скрываю этого. Я все хуже и хуже говорю по-немецки. Но я люблю немецкий язык, я люблю немецкую культуру. Я считаю, что это огромная часть мировой цивилизации»?! В Берлине, несомненно, понимают, что следующий хозяин Кремля совсем не обязательно будет испытывать «прогерманские» эмоции, и еще есть достаточно благоприятного времени, чтобы, как выразилась Ангела Меркель в Дрездене, «глубоко укоренить российско-германские отношения».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2900
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3380
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2478
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4390

Другие новости