0
1152
Газета Политика Интернет-версия

01.09.2006 00:00:00

Вся надежда – на третий срок

Владислав Иноземцев

Об авторе: Владислав Леонидович Иноземцев - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, профессор Высшей школы экономики.

Тэги: путин, выборы


С началом нового политического сезона в очередной раз активизировались спекуляции вокруг главной темы российской политики – президентских выборов 2008 года и все более откровенного стремления значительной части властной элиты добиться от Владимира Путина согласия «еще на один срок». Мотивы «силовой олигархии» и «Единой России», стоящих за созданием инициативных групп в поддержку переизбрания нынешнего президента, вполне понятны.

Путину принадлежит большая заслуга в перераспределении общественного богатства в пользу тех, о ком еще при советской власти пели: «Мы не сеем, не пашем, не строим – мы гордимся общественным строем». Избиратели (если верить данным опросов) также не горят желанием выходить из приятного забытья, навеваемого мерно текущим – пусть даже и мимо них – потоком нефтяных доходов. Недовольными вновь оказываются только сторонники «демократических сил», протестующие против авторитарных позывов кремлевского руководства, – отчасти потому, что втайне надеются на грандиозный провал операции «Преемник».

Такая позиция не кажется мне удачной, а перспектива пребывания Путина в Кремле и после 2008 года – удручающей. Напротив, я полагаю, что формальное и реальное сохранение всей полноты власти в руках нынешнего президента станет для российских демократов и российской демократии намного более полезным, чем «замещение» его кем-либо из высших кремлевских чиновников.

Непредвзятая оценка тенденций, складывающихся в российских экономике и социальной сфере, показывает, что после 2008 года страну ждут тяжелые испытания.

Во-первых, тот «отрицательный отбор», который возносит наверх наиболее преданных «вождю», но при этом наименее компетентных людей, приведет к массовой неспособности власти решать конкретные управленческие задачи как в Центре, так и на местах (кризис на алкогольном рынке – лишь первая ласточка в череде таких «неожиданностей»).

Во-вторых, уже сегодня расходы бюджета таковы, что он оказался бы дефицитным при цене на нефть ниже 38 долларов за баррель; к такому уровню вряд ли опустятся цены на мировых рынках, но не снижаются и темпы повышения бюджетных трат – поэтому к 2009 году для прокорма чиновников не хватит и нынешних 75 долларов за баррель.

В-третьих, быстро меняется соотношение экспорта и импорта, и даже при достаточно благоприятных условиях торговый баланс может оказаться отрицательным к 2009–2010 годам.

В-четвертых, через три-четыре года окончательно выяснится сугубо пиаровская природа «национальных проектов» и прочих крайне дорогих инициатив, ничем не изменяющих к лучшему положение большинства населения; скорее всего не состоится и обещанная к 2009–2010 годам реформа армии.

В-пятых, продолжение нынешнего внешнеполитического курса приведет к усилению конфронтации с США и Европой, а перспективы союза с Китаем окажутся несоизмеримо менее радужными, чем их рисуют сегодня.

Все эти итоги будут прямым следствием политики Путина, но очень вероятно, что ответственность за них будет возложена на того политического самоубийцу, которого выберут из числа «кандидатов в преемники», в каковых сегодня не ощущается недостатка. В 2012 году этот неудачник будет вновь заменен на Путина, опять призванного на роль спасителя нации. На мой взгляд, ничего более дезориентирующего общественное сознание, чем этот сценарий, нельзя и представить.

Подчеркну еще раз: лишь пребывание во главе государства в 2008–2012 годах человека, всецело ответственного за нынешний политический и экономический курс, подчеркнет, с одной стороны, несостоятельность и деструктивность этого курса и, с другой, случайный, а вовсе не обусловленный мудростью и решительностью президента характер современного российского «бума».

Напротив, уход Путина из политики и его возвращение в 2012 году станет своего рода аналогом возвращений де Голля в 1958 году или Перона в 1973 году – возвращений, основанных на воспоминаниях об успехах, столь сладостных в годы кризиса. И тогда шансов на коррекцию курса останется меньше, поводов для развития культа личности станет намного больше, а с демократией в новой России придется проститься на долгие годы. Поэтому сегодня надежда российских оппозиционеров может быть связана именно с третьим президентским сроком Путина – как с единственным шансом, который способен помочь избирателям связать возможные проблемы с их истинным виновником. Именно может помочь. Потому что с уверенностью в нынешней России нельзя говорить ни о чем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
809
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
505
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
996
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
980

Другие новости