Сегодня Джордж Буш и Владимир Путин встречаются накануне саммита «большой восьмерки». Основная тема – сохранение стратегической стабильности. Пока еще ракетно-ядерное равновесие поддерживается мерами взаимного контроля, предусмотренными Договором о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), но его действие заканчивается в 2009 году.
Две сверхдержавы долго шли к нынешнему равновесию. Понадобились десятилетия, чтобы осознать бесперспективность ядерной гонки, начать с разрядки напряженности и в долгих переговорах достичь взаимного сокращения ядерных зарядов. Если в 1965 году их у США было 30 тысяч, сейчас их количество уменьшилось в 5 раз. То же самое сделала и Россия со своими ядерными арсеналами. Имеются перспективы дальнейшего сокращения, но для этого необходимо пролонгировать действие Договора СНВ-1. Однако пока не чувствуется желания американской стороны продлить меры взаимного доверия и контроля на второе десятилетие XXI века.
Тревогу вызывает и усиливающееся в последнее время расхождение между двумя странами в таких острых вопросах, как отношение к ракетным и ядерным ситуациям в КНДР и Иране, война в Ираке. Вильнюсская речь вице-президента США Ричарда Чейни сравнивается с фултонской речью Черчилля, возвестившей о начале холодной войны. США намерены создать базы ракет-перехватчиков ПРО у западных границ России и активно вторгаются в постсоветское пространство.
Между тем XXI век принес новые риски и угрозы, бороться с которыми можно только сообща. Если еще недавно под стратегической стабильностью понимали ракетно-ядерное равновесие между Россией и США, то сейчас она многомерна, и настало время включить в процесс поддержания стабильности и другие ядерные страны.
Россия и США могли бы не только продлевать и укреплять меры взаимного доверия и контроля, но и присоединить к ним всех участников «ядерного клуба»: Великобританию, Францию, КНР. Вовлечь в этот процесс Индию, Пакистан и Израиль, даже если сами они пока не склонны в него входить. Международный режим принудительного ограничения доступа к ядерным технологиям лучше всего создавать под эгидой Совета Безопасности ООН, а не какого-то одного государства или альянса. Тогда будет меньше стимулов для обладания оружием массового поражения у стран, опасающихся за свой суверенитет.
Односторонние действия США, если они не поддержаны всем мировым сообществом, не устраняют, а, наоборот, повышают степень террористических и иных угроз. Разгорающаяся снова война в Афганистане, дающая метастазы в Пакистан и Индию, гражданская война в Ираке, строптивая политика КНДР и Ирана наглядно показывают, что старые силовые методы перестали себя оправдывать. На все находится асимметричный ответ.
Необходимо создать новую конфигурацию глобального мироустройства. Чтобы в ней для асимметричных угроз и вызовов просто не было повода.