Общественная палата наконец-то объявила конкурс по распределению бюджетных грантов некоммерческим организациям. Распил 500 миллионов рублей внес серьезный раскол в ряды общепалатников. Но настоящие скандалы, уверены члены ОП, еще впереди.
По условиям конкурса, опубликованным в пятницу в «Российской газете» и на сайте Общественной палаты, гранты будут распределяться по двум номинациям: на создание региональных центров поддержки некоммерческих организаций и укрепление материально-технической базы НКО. Но в основном они предназначены на покупку оргтехники.
Главное условие: участники конкурса должны обладать «опытом продуктивного взаимодействия с государственными и муниципальными структурами» и не иметь «задолженности перед федеральным и местным бюджетами». Серьезно улучшит шансы соискателя наличие «гарантийных писем и договоров», свидетельствующих о поддержке идеи властями и бизнес-структурами, готовых предоставить будущему центру «перспективы получения стабильного финансирования из местных источников».
Необходимость создания центров некоторые общепалатники ставят под сомнение. А член рабочей группы ОП по проведению конкурса, президент Славянского фонда России Галина Боголюбова вообще считает идею нежизнеспособной: «Создали центры – и что? Сначала надо дать деньги на помещение, потом на аппарат, а потом – наши гранты на оргтехнику. Это должно быть не разовое, грантовое, а системное бюджетное финансирование. А в малых городах даже библиотеки загибаются, какие они центры будут создавать?» Материальная поддержка тоже, по ее мнению, не отвечает потребностям российских НКО. У реально существующих организаций с оргтехникой более-менее все нормально: деньги же чаще всего требуются на мероприятия, но условия конкурса ОП не предусматривают средств на эти цели. Причину принятия Общественной палатой таких спорных решений ее члены, недовольные конкурсными условиями, объясняют давлением своих же коллег, нашедших поддержку у чиновников кремлевской администрации.
«Сначала позиция была сделать это кулуарно: быстренько создать под это фирмочки, организации, – рассказывает Боголюбова о том, с чем их противникам пришлось бороться. – Хотели необоснованно сузить круг грантополучателей. Мы настояли, чтобы в их состав были включены не только крупные общественные организации, но и сельские библиотеки, и так называемые дома молодежи, где обычно за отсутствием собственных помещений ютится местное гражданское общество». Однако даже теперь без скандалов в дальнейшем не обойтись. Месяц для подачи конкурсных заявок – крайне недостаточный срок. Как только люди поймут, что они летом не узнали о конкурсе из-за летних отпусков, они выскажут свое недовольство вслух. Не придаст в их глазах прозрачности проведению конкурса и то обстоятельство, что в нем будут участвовать и члены Общественной палаты.