На вчерашнем семинаре председателей региональных советов судей, открывшемся в Подмосковье, глава Верховного суда Вячеслав Лебедев наглядно демонстрировал открытость и прозрачность отечественной судебной системы. Подводя итоги деятельности ВС за первое полугодие, Лебедев с особой гордостью вспомнил о внесенном в Госдуму законопроекте «Об обеспечении прав граждан и организаций на получение информации о деятельности судебных органов».
Следует отметить, что термины «открытость», «публичность» и «гласность» явно доминировали в выступлении председателя ВС. Учитывая участившиеся накануне саммита «восьмерки» упреки Запада в адрес российской судебной системы, можно было оценить выступление Лебедева как своеобразный «ответ Чемберлену». Глава ВС подчеркнул: вышеупомянутый законопроект был отослан в Совет Европы, где получил одобрение. Чрезвычайно высоко оценил Лебедев и успешную реализацию проекта государственной автоматизированной системы правосудия, которая «даст возможность любому гражданину оперативно получать информацию о деятельности судебных органов». При этом один из участников семинара, сидевший рядом с корреспондентом «НГ», вполголоса посетовал: «Все это хорошо, только кто этим заниматься будет?»
В конце выступления Лебедев попытался обнадежить присутствовавших: «Судебная власть в России становится крепкой и по-настоящему независимой». И вот тут произошел малоприятный для главы ВС инцидент. Один из членов президиума рискнул задать вопрос председателю Верховного суда: «За что вы недавно по телевидению отчитали депутата Гурова?» Речь шла об одном из выпусков воскресного шоу с Владимиром Соловьевым, где парламентарий Александр Гуров вступился за следователя по делу о «Трех китах» Павла Зайцева, осужденного на два года условно за «превышение полномочий». Этот вопрос явно не вязался с лейтмотивом выступления Лебедева и поверг его в сильное замешательство. После мхатовской паузы глава ВС ушел от прямого ответа, заявив, что в полемике с Гуровым просто озвучил Конституцию и действующее законодательство. Напомним: сегодня Зайцев пытается найти справедливость в Страсбурге. Выбитый из равновесия столь неожиданным поворотом событий, глава ВС отказался от запланированного брифинга с журналистами и уехал практически сразу после своего выступления.