0
2706
Газета Политика Интернет-версия

08.06.2006 00:00:00

Новая биполярная конфронтация

Константин Саркисов

Об авторе: Константин Оганесович Саркисов - профессор Университета Яманаси Гакуин.

Тэги: япония, асо, шос, китай


В начале недели в Токио прошла встреча в формате «Центральноазиатские страны плюс Япония». За общим столом собрались министры иностранных дел Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, спецпредставитель Казахстана и хозяин встречи глава МИД Японии Таро Асо. Все четыре центральноазиатских государства (наряду с Россией и Китаем) являются членами Шанхайской организации сотрудничества.

Встреча «Центральноазиатские страны плюс Япония» – уже вторая в своем роде. Первая состоялась в Астане в конце 2004 года. На сей раз принят План действий. Однако вопрос в том, удастся ли его реализовать, учитывая специфичный характер японских партнеров. В документе речь идет о развитии демократии и прав человека в странах региона и одновременно признается принцип «разнообразия» и их культурной специфики. Иными словами, речь идет о готовности Токио развивать отношения с авторитарными режимами.

На встрече Таро Асо предложил построить нефте- и газопроводы из ЦА через Афганистан к портам Пакистана и Индии, откуда топливо можно будет доставлять в Японию.

Очевидно, что Япония крайне озабочена политическими отношениями с Китаем. В Токио уже давно развернут план действий по нейтрализации или в лучшем случае минимизации влияния набирающего силу соседа. Уходящий в отставку премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми и претендующий на его кресло министр Таро Асо не посещают Китай, поскольку их туда не приглашают. Они разрабатывают различные маршруты вокруг Поднебесной, нанося визиты в Дели, Исламабад и другие азиатские столицы. Теперь настала очередь Центральной Азии.

Геополитические сражения нового века питаются уже не идеологией или абстрактными принципами, а конкретными интересами – прежде всего это энергоресурсы. У Китая большие интересы в Центральной Азии. Япония же питается пока не из среднеазиатского «колодца», здесь она самый крупный покупатель золота. Казалось, Токио скорее заботит идеология. Ведь конфронтация с Китаем основана на идейных противоречиях: визиты японских политиков в храм Ясукуни, отношение к прошлому – все это идеология. При этом храм Ясукуни – лишь вершина айсберга идеологической конфронтации, в основе которой лежит борьба за лидерство в регионе.

Британская газета «Гардиан» считает, что встреча в Токио – это скоординированный с США ответ Японии на формирование Шанхайской организации сотрудничества. Газета убеждена, что именно здесь «зарождается соперничество, исход которого может во многом определить судьбу нового века». Как отмечает издание, по общей численности населения, занимаемой площади и располагаемым ресурсам ШОС существенно превосходит НАТО и Европейский союз. «Пока организация не предусматривает договора о совместной обороне, однако по мере углубления российско-китайских военных связей дело идет именно к тому», – пишет «Гардиан».

Все это кажется преувеличением. ШОС, как и все остальные организации периода после холодной войны, строится на совпадении конкретных интересов. По мудрой китайской пословице, это «сон на одной подушке, когда спящим снятся разные сны». В российско-китайском заявлении по итогам визита президента Владимира Путина в Пекин в марте этого года идеологией двустороннего партнерства обозначен «прагматизм».

Токио, продолжая играть против Пекина, одновременно ищет пути к разблокированию отношений с ним. Уже рассматривается вопрос о визите Асо в Пекин после июльского саммита «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, а также возможность возобновления льготных кредитов Китаю. Трое из четырех претендентов на пост японского премьера, включая хозяина встречи Асо, уже дали понять, что воздержатся от визита в храм Ясукуни. Синдзо Абэ, нынешний генсек кабинета министров и фаворит гонки, похоже, тоже передумал посещать храм.

«Центральная Азия плюс Япония» в свете торжествующего в международных отношениях «прагматизма» – откровенный вызов ШОС. Принятый План действий действительно очень похож на программы Шанхайской организации сотрудничества. Примечательно, что встреча в Токио 5–6 июня прошла за десять дней до саммита ШОС в Китае.

Во всей этой истории есть и еще один угол – российско-японские отношения. Набирая экономическую силу, они пропорционально деградируют политически. Уже можно забыть о временах, когда в двусторонних отношениях декларировалось «созидательное партнерство, основанное на совпадении геополитических интересов». Как показала встреча в Токио, мы снова по разные стороны. Официальный представитель японского МИДа заявил: «ШОС становится блоком, противонаправленным союзническим отношениям Японии с США. Он не разделяет наших ценностей. Мы будем внимательно следить за развитием событий».

План действий Японии и центральноазиатских стран, в основе которого новое геополитическое соперничество с Россией, составлен на японском и русском языках. Русский пока еще остается общим языком для узбеков, таджиков, казахов и киргизов. Но только пока.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1428
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1275
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1199
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1382

Другие новости