Вчера Владимир Путин принял в Кремле председателя ПАСЕ Рене ван дер Линдена, обсудив с ним председательство РФ в Комитете министров Совета Европы. "Россия не так уж давно работает в ПАСЕ, но мы постараемся сделать все, чтобы наше сотрудничество развивалось поступательно», отметил президент.
А утром перед встречей глава европарламента, выступал на первом заседании Бюро и постоянной комиссии Парламентской ассамблеи ПАСЕ в московском Президент-отеле. Он благословил российских международников на ратные подвиги, подчеркнув, однако, что «Россия должна использовать этот шанс для укрепления своих европейских позиций и осознавать всю ответственность».
Спикер Госдумы Борис Грызлов успокоил иностранных гостей: «Мы не собираемся совершать революции, а намерены обеспечить соответствующую преемственность». По его словам, основная цель российского председательства – это «Европа без разделительных линий и формирование единого экономико-правового пространства».
Когда ван дер Линден передал слово министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, высокопарно назвав его «ваше превосходительство», по странному стечению обстоятельств в микрофоне обнаружилась неисправность, и «голос России» можно было услышать, лишь подойдя непосредственно к динамикам. Ничуть не смутившись, глава российского МИДа выступил со своим докладом. Благо большинство присутствовавших были вооружены наушниками с синхронным переводом и могли отчетливо слышать каждое его слово.
Как выяснилось, адаптация русского была не самого высокого качества, и представители иностранных держав столкнулись с определенными трудностями перевода. Так, по окончании выступления Лаврова слово взял швейцарец Андреас Гросс. «При вступлении в СЕ никто вам не навязывал обязательств», – упрекнул он Лаврова, сделав ударение на слове «навязывать». Невозмутимый министр разъяснил иностранному коллеге, что не использовал этого выражения, а лишь сказал: «При вступлении от нас требовали больше, чем от других». «Давайте учить русский язык», – миролюбиво призвал Лавров представителей ПАСЕ.
Между тем одним из основных камней преткновения между Россией и СЕ стала Белоруссия, которая «сама себя изолировала», как отметила в своем выступлении член ПАСЕ г-жа Серенсен. «Не получится механически перенести демократическую модель на новую почву. Демократии, навязанные извне, не работают», – убеждал гостей Лавров. Грызлов также не остался в стороне от наболевшего вопроса: «Политические высказывания в адрес Белоруссии должны быть лишены ультимативной формы».
В основном европейцев волновали проблемы открытости российской судебной системы, свободы СМИ, стабильности в Чечне. Одним словом, никаких новых претензий зарубежные гости не предъявили. Российская сторона, в свою очередь, критиковала европейский суд за политизированность, а ПАСЕ – за легковесность в подходе к некоторым проблемам.
Кстати, в ближайшее время, по словам ван дер Линдена, должен состояться футбольный матч между командами российской Госдумы и ПАСЕ. Обе стороны получат новую возможность обменяться голами.